Даже если этот мяч 'пущен в борьбу', время для вброса, что и говорить, выбрано прекрасно. Внешторгбанк, один из крупных государственных финансовых учреждений России, купил 5 процентов акций европейской аэрокосмической и оборонной корпорации EADS, под контролем которой находится компания Airbus.
В банке утверждают, что речь идет лишь о портфельных инвестициях, вызванных дешевизной EADS, акции которой с весны потеряли треть своей стоимости. Сначала по капитализации ударили сообщения о задержке производства сверхмощного пассажирского самолета A380, а подковерная возня, развернувшаяся вокруг отставки содиректора EADS Ноэля Форжара (Noël Forgeard) лишний раз подчеркнула царящий в ее управленческих структурах франко-германский разброд, многим напоминающий великие скандалы первых месяцев работы Европейской комиссии.
И вот в эту европейскую коммуналку вселяется Кремль, зашедший туда явно не мимоходом. Чтобы российский государственный банк потратил без малого миллиард евро (677 миллионов фунтов) на акции EADS, не заручившись предварительно благословением президента Путина - такое сложно себе представить. Ведь EADS - это та же политика, только с крыльями: корпорация выступает головным исполнителем проекта истребителя Eurofighter Typhoon, производит ракеты Ariane и держит контрольный пакет акций Airbus Industrie, а в состав ее главных инвесторов входят правительство Франции, компания DaimlerChrysler и столп французской оборонки Lagardère.
Но у Кремля тоже есть кое-что, что придает ему храбрости прыгнуть в банку с такими пауками. Речь идет о созданной в России Объединенной авиастроительной корпорации - аналоге EADS, только не имеющем ни технологий, ни финансов, ни рынков сбыта.
Российская авиакосмическая отрасль похожа на свалку гениев - огромное количество блестящих инженеров-авиаторов, огромные и пустые авиазаводы, ржавеющее без дела мощное оборудование и мощный нереализованный потенциал. После окончания 'холодной войны' и потери советского военного бюджета российские производители самолетов остались практически ни с чем. Как 'Аэрофлот', у которого тоже настали не самые легкие времена, ничем не мог поддержать производителей гражданских судов, так и союзники России ничего не могли сделать для бессчетного количества конструкторских бюро, вдруг заявивших об эксклюзивных правах на производство истребителей МиГ и 'Сухой'.
Нескольким фирмам все же удалось восстать из пепла. Один из таких примеров - компания 'Иркут', владелец огромного завода в Сибири, поставившего на поток производство 'Сухих' и гидросамолета Бе-200. Глава 'Иркута' Алексей Федоров активен, амбициозен и охотно идет на контакт с западными коллегами: уже сегодня некоторые комплектующие EADS покупает на сибирских заводах 'Иркута', а в декабре прошлого года франко-германская корпорация приобрела 10 процентов его акций.
Однако вражда советских КБ надоела Путину, и он приказал начать консолидацию в лице ОАК, во главе которой - не исключено, что благодаря поддержке, оказываемой местному отделению партии президента 'Единой России' - как наиболее подготовленного поставили Федорова. Совершенно очевидно, что президент считает аэрокосмическую отрасль одной из ключевых, в которой Россия со временем должна завоевать стратегические позиции.
Преимущества России - высококвалифицированная и очень дешевая рабочая сила, а также дешевая энергия и доступ к огромному количеству алюминия, титана и других металлов, широко используемых в авиастроении. Например, в московском представительстве Boeing работает уже более тысячи русских конструкторов.
Вопрос лишь в том, насколько большую роль Россия может в будущем сыграть в рамках EADS. Покупку пятипроцентного пакета во Внешторгбанке, скорее всего, рассматривают лишь как стук в ворота. Насколько приемлемо было бы, если бы Россия приобрела более основательную долю в корпорации? С одной стороны, нынешняя структура EADS в этом случае наверняка потеряла бы контроль над российским влиянием. С другой стороны, нынешняя структура EADS в любом случае долго не протянет.