США серьезно берутся за диверсификацию не только источников поставки энергоносителей, но и маршрутов доставки черного и голубого золота. Сейчас в центре внимания США находится богатый углеводами каспийский регион. В Вашингтоне считают стратегическим приоритетом выбор маршрутов поставки нефти и газа из Казахстана в обход России и Ирана. 'Даже если идет поиск вариантов расширения существующих путей экспорта через Россию, для США стратегическим приоритетом является работа с правительством и частной индустрией Казахстана для открытия, направленных на Запад экспортных путей через Каспийское море и по земле через Азербайджан, Грузию и Турцию в обход территорий, подверженных контролю со стороны России и Ирана'. Об этом речь идет в распространенном в Вашингтоне докладе председателя сенатского комитета по иностранным делам Ричарда Лугара, который подготовил этот документ по итогам поездки в Казахстан, Азербайджан и Грузию. Сенатор-республиканец еще ранее отнес Россию к разряду враждебных стран вместе с Ираном и Венесуэлой. Сенатор обосновал свою позицию тем, что они используют свои ресурсы как оружие. И теперь, очевидно, в США опасаются, что названные страны в качестве оружия начнут использовать свои нефте- и газопроводы.
В докладе приводятся данные о том, что запасы нефти в Казахстане составляют от 9 до 40 млрд. баррелей, а природного газа от 67 до 196 трлн. куб футов. 'Казахстан имеет потенциал стать большим источником энергетического экспорта на мировые рынки и обеспечить новые важные поставки энергии для Европы и США', - отмечается в документе. Известно, что Лугар провел переговоры с лидерами Казахстана, Азербайджана и Грузии. Очевидно, он нашел с ними взаимопонимание. Ведь наибольшая часть инвестиций в добычу черного и голубого золота в этом регионе приходится именно на американские компании. А американские законодатели, как известно, всегда работают на продвижение национальных компаний.
Будут ли подкреплены заявления Лугара реальными средствами? Почему США хотят строить нефте- и газопроводы в обход России? Является ли реальной возможность построения газопровода через территорию Украины с возможностью поставок каспийского газа в Европу? Об этом рассказывает украинский эксперт.
КОММЕНТАРИЙ
Михаил ГОНЧАР, вице-президент фонда 'Стратегия-1':
- Лугар не делает случайных заявлений. Приоритетом американской политики на Каспии всегда была многовариантность маршрутов транспортировки энергоносителей из каспийского региона на мировой рынок. Но, если раньше термин 'многовариантность' носил более маскировочный характер, чем термин 'в обход России и Ирана', то сейчас более откровенно провозглашаются соответствующие намерения. Я думаю, что это спровоцировано теми проблемами, которые создала Россия для функционирования каспийского газопроводного консорциума, где ведущая роль принадлежит американским компаниям. Как известно, Россия в силу своего участия в этом консорциуме заблокировала дальнейшее развитие этого проекта. И жестко связывает дальнейшее развитие по расширению проекта КТК с участием американских компаний в поддерживаемом и инициируемом Россией проекте 'Бургас-Алексадрополис', что, бесспорно, не нравится США.
Очевидно, что доклад Лугара Сенату служит для того, чтобы в результате определенных обсуждений будет выработана определенная программа, которая будет преследовать реализацию ряда проектов. В первую очередь речь идет о проекте транскаспийского газопровода, который в отличие от проекта транскаспийского нефтепровода не представляет экологической угрозы.
Проект газопровода из Каспия по дну Черного моря через Украину в Европу из разряда фантастических может трансформироваться в разряд вполне реальных. Конечно, при соответствующих инвестициях со стороны американских компаний, каспийских стран, в чем, думаю, нет проблемы. Уже создан соответствующий консорциум, который выполнил предварительные расчеты этого маршрута. Такой газопровод нужно рассматривать как ответвление от существующей магистрали Баку-Тбилиси-Энзурун в северо-западном направлении до грузинской Супсы через Черное море до Феодосии, далее через Крым и по территории Украины в трассе нефтепровода 'Одесса-Броды-Плоцк'.
Может ли Россия каким-то образом помешать реализации подобного проекта газопровода? Россия, бесспорно, сохраняет серьезные рычаги влияния на Казахстан. Будет иметь место своеобразный закулисный поединок, поскольку Москва не является сторонником этого проекта. Но вместе с тем Россия за весь постсоветский период мало что сделала для того, чтобы расширить мощности существующей газотранспортной системы, которая практически используется на пределе своих возможностей. Она всегда следовала политике замыкания центральноазиатского газа в Центральной Азии. А теперь имея собственные проблемы с газовым ресурсом, особенно в зимний период, Россия собирается подстраховаться центральноазиатским газом. Поэтому Россия будет, бесспорно, оказывать сопротивление, как это было в прошлом, реализации транскаспийского газопровода. Вместе с тем, как показывает практика, центральноазиатские режимы, в принципе, находят варианты довольно гибкой политики с тем, чтобы сильно не дразнить Россию и вместе с тем, реализовать проекты совместно с американцами. Примером этого является нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан.
Европа будет заинтересована в реализации такого газопровода несмотря на то, что он не будет мегамощным. По оценкам, полная мощность этого трубопровода будет составлять 32 млрд. куб метров в год. Это, может, действительно позволить диверсифицировать поставки с традиционного российского направления для стран Центральной и Восточной Европы. Но это очень важно для ЕС, поскольку именно восточная периферия расширенного Евросоюза считается стратегически важной для поставок газа из одного - российского источника. Западноевропейские страны имеют более диверсифицированные источники поставки.
В ЕС четко зафиксированы приоритеты каспийского региона с точки зрения его приближенности к Евросоюзу с позиции увеличения поставок энергоресурсов для потребностей ЕС. Документ Еврокомиссии 'Внешняя политика, направленная на обеспечение энергетических интересов Европы' предусматривает то, что ЕС должен содействовать технической поддержке, модернизации и созданию магистральных энергетических инфраструктур соседних государств. Также будут поддерживаться новые проекты поставки газа - по одним уже принято соответствующее решение, другие находятся на стадии планирования, связанные с маршрутами каспийского региона.
Если Украина внесет данный проект в свой План действий в отношении ЕС, то, бесспорно, в контексте Общей политики диверсификации и энергетической безопасности, Евросоюз будет реагировать на такой проект. Кстати, этот проект обсуждался во время визита Ющенко в Азербайджан. Подготовку к реализации этого проекта можно начать уже теперь. На первом этапе предусматривается, что ресурс газа мог бы обеспечиваться из азербайджанского месторождения Шаг- Дениз, а потом на следующих этапах подключился бы газ с восточного берега Каспия. В принципе, данный проект неофициально называют северо-западным ответвлением проекта Набуко. Реализация проекта зависит от политической воли, наличия у руководства консолидированных усилий, чтобы Украина была желаемой транзитной территорией. Важно, избежать несогласованности действий политиков, чтобы наша страна не превратилась в территорию рисков, связанную с частыми колебаниями политического маятника.
Украинское правительство делает шаги в этом направлении, но важно, чтобы они были системными и последовательными. А не так, как с 'Одесса- Броды': говорим аверс, а включаем потом реверс и что-то всем при этом объясняем. А это, по существу, непартнерское поведение.
N154, середа, 13 вересня 2006