КОНДОПОГА, Россия - Этническая вражда так близко лежит на поверхности российского общества, что почти любой повод может заставить ее выплеснуться наружу. Здесь, в тихом лесном городке на берегу Онежского озера, расположенном в 950 километрах от Москвы, причиной взрыва стала драка возле кафе под названием "Чайка".
К моменту окончания драки двое русских были мертвы. Но насилие только начиналось. Гибель этих людей от рук азербайджанцев и чеченцев спровоцировала громкие протесты, и ночью 2 сентября в городе начался разгул насилия, сопровождавшийся актами вандализма, которые продолжаются до сих пор.
Толпы разгневанных молодых людей, подогретых, как говорят представители власти, алкоголем, сожгли "Чайку", владельцем которой был бизнесмен из Азербайджана. Затем они напали на ряд точно выбранных целей: на дома и места работы переселенцев с Кавказа, главным образом, из Чечни.
Они громили импровизированные прилавки открытого городского рынка, забрасывали камнями окна квартир, переворачивали и жгли автомашины и киоски, разграбили два магазина и сожгли еще один, находившийся в стадии строительства.
Той ночью из города бежали десятки его жителей, в основном чеченцы. Но среди беженцев были также азербайджанцы и грузины. Сейчас эта группа из 49 человек находится в туристическом лагере недалеко от административного центра региона города Петрозаводска. Им удалось избежать того, что сегодня все называют погромами (и многие приветствуют).
"Они должны уехать, - говорит 19-летний Денис Доронин, который, по его словам, принимал участие в приведших к насилию протестах. - Они приезжают из другой страны и ведут себя как короли".
Россия в последние годы переживает всплеск расового насилия - от отдельных нападений и убийств до взрывов, подобных произошедшему в августе на московском рынке, когда погибло 12 человек, в основном выходцы из Центральной Азии. В организации взрыва обвинили трех студентов вузов.
Но события в Кондопоге продемонстрировали всю силу национальной розни, которая вышла за рамки вылазок неонацистов и скинхедов и заразила все общество через 15 лет после распада Советского Союза, который дискредитировал принудительную гармонию отношений многочисленных народностей России.
"Произошел переход от классовой к межэтнической борьбе, - говорит антрополог из Российской Академии Наук Виктор Шнирельман, пишущий книгу о расизме в России, - и это крайне опасно".
Межэтническая напряженность по всей России подогревается чувствами скрытого расизма, присущего многим россиянам. Они совершенно открыто в разговорах между собой используют уничижительное слово "черный" в отношении выходцев с Кавказа. Эти чувства также отражают растущую политическую оппозицию в отношении рабочих-мигрантов, которая характерна как для Европы, так и для США. Чувства этнической враждебности проявляются в безразличии, а порой во враждебной реакции выборной власти в моменты взрывов насилия.
Милиция в Кондопоге арестовала более 100 человек, в том числе, троих, обвиненных в убийстве возле кафе "Чайка". Но губернатор граничащей с Финляндией Карелии, где находится Кондопога, Сергей Катанандов обвиняет в насилии не толпу, а отдельных людей.
"Поведение некоторых молодых людей, приехавших сюда в последние годы с Кавказа и с других территорий - их не так много, но они заметны - переходит всякие границы", - заявил он в четверг в интервью газете "Известия".
Не ясно, сколько точно людей бежало из Кондопоги в разгар насилия, но кроме 49 чеченцев, проживающих сейчас возле Петрозаводска, многие остановились у друзей и родственников.
Они называют 2 сентября ночью террора. Многие взяли такси и бежали после того, как участники первого крупного митинга протеста на центральной улице Кондопоги потребовали от мигрантов покинуть город в течение 24 часов. "Милиция не могла нас защитить", - заявил в интервью в лагере один из бежавших, Адлан Тайхиннеки.
Чеченцы приезжали в Кондопогу в поисках работы и безопасности. Хамзат Магамадов говорит, что приехал туда к сестре Таиссе, которая вышла замуж за русского и давно жила в Кондопоге, после того, как в 1994 году в Чечне началась война. По его словам, с тех пор он вполне спокойно жил в этом городе, хотя скрытая напряженность давала о себе знать.
"Они держали все это напряжение внутри, - говорит Магамадов, - после двух войн они хоть и не высказывали нам всего этого, но все само собой вырвалось наружу".
Как и другие переселенцы с юга России и из бывших советских республик, они стали заниматься торговлей, начав свое дело в условиях рыночной экономики новой России. Нескольким из них удалось скопить денег, чтобы вскладчину построить новый магазин, который сегодня напоминает обугленный остов.
Экономический успех мигрантов лежит в основе заявлений многих людей, страдающих ксенофобией, даже известных представителей органов государственной власти. Ведущий националистический политик страны Владимир Жириновский сказал, что мигрантов надо лишить права владеть рынками, магазинами, гостиницами, ресторанами и барами.
"Рестораны и торговые точки должны в первую очередь находиться в руках местных жителей, - сказал он в радиоинтервью после событий в Кондопоге, - в противном случае стычки с местным населением будут неизбежны".
Эти взгляды находят свой отклик в Кондопоге, городе с населением в 37 тысяч человек, где находится крупный целлюлозно-бумажный комбинат. В городе и районе подавляющее большинство жителей - русские, с небольшим количеством карелов и финнов. По данным последней переписи 2002 года, переселенцы с Кавказа составляют менее 1 процента общей численности населения, однако именно в их адрес направлено основное количество жалоб по поводу преступности и, особенно, экономической несправедливости.
Стоя возле квартиры чеченской семьи с выбитыми стеклами, пожилая женщина, согласившаяся назвать только свое имя и фамилию - Валентина Иванова - говорит о том, что ссора в кафе стала катализатором, вызвавшим реакцию раздражения против приезжих.
"Они полностью контролируют цены на рынке, - говорит она о чеченцах, - они скупают весь картофель в Карелии. А картошка для нас - второй хлеб. Они скупают ее по 7 рублей, а продают по 15. Они даже не работают. Они просто спекулируют".
"А тем временем, - добавляет она, - наши сидят без работы".
Напряженность в Кондопоге сохраняется. Разрушенные здания почти не ремонтируются. Прилавки открытого рынка наполовину пусты. Бежавшие семьи по-прежнему боятся возвращаться. "Мы были беженцами во время войны, а теперь опять стали беженцами, - говорит Адлан Тайхиннеки, - мы виновны уже потому, что являемся чеченцами".
А насилие продолжается. В прошлую среду был подожжен спортивный центр, где занимались чеченские дети, а занятия проводил тренер-чеченец. Днем позже в городе появились листовки с призывами к жителям продолжать протесты. Подобные призывы распространяются и в SMS-сообщениях. Их авторами якобы являются члены организации под названием "Движение против незаконной миграции", которые участвовали в протестах после драки.
В пятницу в центре Кондопоги вновь собралось несколько сотен людей, однако актов насилия не было.
Оксана Богданова - русская. Она работает в одном из магазинов, разгромленных во время беспорядков. Этим магазином под названием "Фламинго" владеет азербайджанец. Он вновь открылся через неделю после нападений, но сейчас там сидит охранник. Оксана сокрушается по поводу произошедшего и боится того, что может случиться в будущем.
"Я не знаю, кого бояться, - сказала она, - нерусских или русских".