Временного прекращения огня между Израилем и 'Хезболлой' недостаточно, чтобы распутать сложнейший клубок проблем, образовавшийся на Ближнем Востоке; в любом урегулировании кризиса ключевая роль принадлежит Сирии.
По мнению США, Сирия поддерживает терроризм, и это правда. Она связана с целым рядом организаций - от ХАМАС, 'Хезболлы' и 'Аль-Каиды' до 'Исламского джихада' в Палестине и 'Главного командования Народного фронта освобождения Палестины'. Если бы не Сирия, 'Хезболла' не смогла бы получать из Ирана ракеты, другое вооружение и снаряжение для войны с Израилем.
Однако, хотя США и осуществили вторжение в Ирак с целью смены правящего режима, мы не можем поступать так же с каждой страной, которой мы недовольны. Кроме того, есть немало оснований полагать, что политика в отношении Сирии, проводившаяся Соединенными Штатами в последние годы, лишь способствует ее сближению с Ираном и 'Хезболлой'.
Подобный результат можно было предвидеть еще накануне американской операции в Ираке в марте 2003 г. За несколько месяцев до вторжения сирийцы попытались наладить неофициальный контакт с руководством министерства обороны. Их предложение поступило в мой отдел. В обмен сирийцы просили у США помощи в развитии экономической инфраструктуры страны. Они даже предлагали обеспечить американским военным возможность отправиться в Ирак для поиска оружия массового поражения (ОМП) в качестве ультимативного условия отказа от вторжения в эту страну. Предложения Дамаска были отвергнуты.
Предлагая установить неофициальный контакт, сирийцы дали понять, что готовы поделиться с США информацией, которую они никогда не передадут по официальным каналам. Так, Дамаску был задан вопрос, не было ли иракское ОМП переправлено в Сирию в ожидании американской операции. Ответ пришел от одного из главных советников президента Башара Асада. Он заключался в следующем: публично Дамаск будет отрицать наличие такого оружия в Сирии, однако, если неофициальный канал заработает, 'нам найдется, о чем поговорить'.
Источники, имеющие прямой доступ к сирийскому руководству, утверждают, что в его составе есть сторонники реформ, настроенные проамерикански. Как свидетельство этого можно было истолковать и предложение о неофициальных контактах. Однако администрация Буша оставила зондаж Дамаска без ответа. Напротив, госсекретарь Колин Пауэлл (Colin Powell), посетивший Сирию в мае 2003 г., вступил в публичную конфронтацию с г-ном Асадом, объявив ему 'порицание'. Г-н Пауэлл обвинил Сирию в том, что она дала убежище бежавшим руководителям хусейновского режима и прячет у себя иракское ОМП.
Ответные действия Сирии напоминают реакцию Китая на публичные политические обвинения, которые ему в свое время предъявили США. Пекин тогда отказался обсуждать с нами любые существенные вопросы. В конечном итоге Вашингтону пришлось перейти к более спокойному, прагматическому курсу, и это дало определенные позитивные результаты. Так что предугадать реакцию Сирии на конфронтационные заявления Пауэлла было нетрудно. Дамаск занялся укреплением и без того близких отношений с Ираном.
Меня никак не назовешь апологетом Сирии. В статье, появившейся в Boston Globe 31 августа 2004 г., даже утверждалось, со ссылкой на анонимные источники в одном из комитетов Конгресса, что парламентарии проводят расследование моей деятельности накануне войны с Ираком по обвинению в попытках свергнуть правящий сирийский режим.
Следует отметить, что в период подготовки к операции в Ираке политическое руководство США, к сожалению, отдало все инициативы в отношении Сирии на откуп ЦРУ. Это ведомство ревниво оберегало свою 'монополию' на неофициальные контакты с Дамаском, и сделало все возможное, чтобы торпедировать попытки сирийцев создать неофициальный канал связи с американским руководством. Это стало очевидно еще за несколько месяцев до военной акции в Ираке, когда Управление отвергло инициативу Дамаска, пытавшегося передать условия Саддама Хусейна. После этого ЦРУ саботировало и предпринятую буквально накануне вторжения попытку Дамаска передать те же условия через мое министерство.
ЦРУ было настолько недовольно этой инициативой, что даже обвинило меня и ряд других сотрудников аппарата замминистра обороны по политическим вопросам в том, что мы 'незаконно' проводим собственную операцию в обход разведывательного ведомства. Это была неправда, поскольку мы информировали ЦРУ о происходящем на всех этапах. Кстати, именно эта информация помогла тем элементам в ЦРУ, что стремились нанести ущерб администрации Буша, торпедировать все дело.
Сирийцы, заинтересованные в более тесном сотрудничестве с США, убедились, что ЦРУ в данном случае играет роль саботажника, и, в свою очередь, решили прекратить неофициальные контакты с разведывательным управлением. В октябре 2003 г. тогдашний директор ЦРУ Джордж Тенет (George Tenet) отправился в Сирию, пытаясь восстановить этот неофициальный канал, но его усилия закончились ничем.
В ноябре 2003 г. Конгресс принял Закон об ответственности Сирии и восстановлении суверенитета Ливана, по сути вводивший санкции против Дамаска. 11 мая 2004 г. президент Буш подписал указ о вступлении санкций в силу. Все это делалось для того, чтобы заставить Сирию вывести войска из Ливана. Это в конце концов случилось - после убийства бывшего ливанского премьера Рафика Харири 14 февраля 2005 г.; США обвинили Сирию в причастности к этому преступлению. Ооновское расследование этого убийства еще не закончено.
Но после этого США словно 'забыли' о Ливане. Вашингтон ничего не сделал для поддержки нового ливанского правительства и христианской общины, которая наиболее дружественно относилась к администрации Буша. Отчасти бездействие США было связано с тем, что пост президента Ливана по-прежнему занимал поддерживаемый сирийцами христианин Эмиль Лахуд (Emile Lahoud).
Поскольку США сосредоточили все усилия на изгнании сирийцев из Ливана, Иран, через свою марионетку 'Хезболлу' быстро заполнил вакуум влияния, образовавшийся в этой стране. По зрелом размышлении приходится признать, что конечный результат политики США во всем регионе от Ирака до Ливана состоит в укреплении позиций шиитского Ирана.
Тем не менее, сирийцы вновь предлагают свою помощь в дипломатическом урегулировании ближневосточного кризиса. Пожалуй, нам стоило бы проявить творческий подход и 'поймать их на слове'. Стоит выяснить, готовы ли они для начала отказаться от поддержки террористов и Ирана, прекратить предоставлять свою территорию для снабжения 'Хезболлы' и оставить в покое Ливан. Если они пойдут на перечисленные шаги, можно будет предложить сирийцам столь необходимую им помощь для развития экономики, которую они хотели получить от США еще в начале 2003 г. Почему бы не поступить так - в конце концов, под лежачий камень вода не течет. Возможно, таким образом мы предотвратим разрастание ближневосточного пожара.
Ф. Майкл Мэлуф - бывший старший аналитик по вопросам политики безопасности в аппарате министра обороны США.