Чем ближе выборы президента, тем более острые приступы патриотизма наблюдаются в популяции эстонских политиков, которые поддерживают кандидатуру Тоомаса Хендрика Ильвеса. Сам-то он на хуторской патриотизм не горазд, так как прожил на хуторе в Вильяндимаа еще не так много посевных и сборов урожая. Но настоящий патриотический апофеоз, вероятнее всего, наступит не в день выборов - 23 сентября, а днем раньше. Как известно, 22 сентября 1944 года Таллинн оставили немецкие и заняли советские войска. А между тем, где-то в городе, по утверждению наших национал-патриотов, таилось эстонское Сопротивление в виде мистического правительства Отто Тийфа.
Похоже, в истории европейского Сопротивления появятся новые страницы. Во всяком случае, в Рийгикогу уже обсуждается проект Союза Отечества и "Республики", в котором все воевавшие против СССР - это борцы за свободу и демократию, а в ходе дискуссии известный оратор по этой тематике Тривими Веллисте без конца повторяет об их причастности к "Сопротивлению". Если бы французские участники Сопротивления узнали, что в далекой Эстонии их соратниками по борьбе были, оказывается, и эсэсовцы, они бы сильно удивились.
Впрочем, старой дряхлой Европе просто не под силу понять, какие новые творческие интерпретации истории рождаются в нашей динамичной стране. Я все жду выхода нового официально рекомендованного учебника истории. Лучше всего под редакцией Лаара и Ансипа. В нем, наконец, была бы более доступно для широких масс подрастающих граждан изложена оценка премьером Ансипом личности Петра I, как явного коммуняки и врага демократии, и Карла XII - как сторонника рыночной экономики и свободы прессы, либерала и защитника сексуальных меньшинств.
Главу этого будущего учебника, посвященную трагическим 30-40-м годам ХХ века, нужно непременно попросить написать Марта Лаара. Хорошо известно, что после того, как старинные города Тарту и Нарва были подвергнуты ядерным ударам бесчеловечного Петра (непосредственным руководителем атомного проекта выступал, как известно, академик Малюта Скуратов), этим воспользовался известный авантюрист Молотов-Риббентроп. Он захватил Эстонию и отдал ее в правление жестокому восточному тирану Сталину.
И только мудрое предвидение тогдашнего вождя немецкой нации Гитлера (который, правда, тоже не избежал ошибок) позволило эстонскому народу сохраниться. Именно служившие в его армии участники эстонского Сопротивления ликвидировали Молотова-Риббентропа. Об этом Лаару, тогда молодому историку из Тарту, еще в 1983 году рассказал глубокий, но пребывающий в здравом уме и твердой памяти старик с южноэстонского хутора, который лично присутствовал при последнем издыхании авантюриста. Единственное, чего не мог точно вспомнить благородный старец: как звали авантюриста - Адольфом или Иосифом, и точной даты происшедшего: то ли 1845, то ли 1953 год. Так, в условиях тогдашней жесточайшей цензуры, и рождалась свободная историческая наука Эстонии.
Вот примерно в таком аспекте. Такой учебник нужен. Недаром наши патриоты в Рийгикогу до сих пор сетуют (и не без оснований), что народ, не говоря уже об инородцах, совсем не знает истории родного края и, более того, в большинстве своем, не может спеть ни ноты из репертуара национальной эстонской ласточки.
Даже некоторые политики-космополиты у нас начали прозревать. Бывшая министр иностранных дел Кристийна Оюланд, отошедшая (точнее, оттертая) от международных коридоров власти, начала вдохновенно бороться за права эстонского языка. Реформисты что-то там опять хотят подправить в конституции, которая недостаточно защищает эстонский язык. В связи с этим реформистка Оюланд намедни произнесла зажигательную речь в парламенте, где с негодованием заклеймила тех эстонских политиков, которые раздают интервью на русском языке. Этим, как уверена теперь Оюланд, они нарушают законный статус эстонского языка как государственного. Похвальная бдительность и большой прогресс по сравнению с министерским прошлым, когда сама Оюланд только и делала, что нарушала этот самый статус.
При этом участники этого патриотического балагана хотят видеть в президентах Эстонии человека, который впервые вступил на эстонскую землю в 1993 году, говорит на эстонском с американскими ошибками, и знает о жизни среднего эстонца примерно столько же, сколько о жизни среднего никарагуанца. Чудны дела твои, Господи.
___________________________________________________________
Четыре победы 'лесных братьев' Эстонии ("Postimees", Эстония)
Борцы за свободу Эстонии с разных точек зрения ("Postimees", Эстония)
Почему эстонцы не выносят Бронзового солдата ("Delfi")
Депутат Госдумы РФ: Оккупации Эстонии не было ("Postimees")
Освобождение ("Postimees")