Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Битва при Орше - величайшая военная победа Литвы над Россией

В то время как белорусы ищут в истории Литвы свои символы и прецеденты своего отличия от русских, в Литве войны с Россией остаются в забвении

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С 1992 года в Белоруссии пытаются осмыслить другую, важную для Литвы дату - состоявшуюся 8 сентября 1514 года битву при Орше. Националистически настроенные белорусы ее трактуют как 'День военной славы белорусов'. Эта крупнейшая военная победа Великого Княжества Литовского над Россией не случайно привлекла внимание ищущих национального тождества белорусов. Символизируя войны ВКЛ с Москвой, Оршская победа напоминает, что белорусы это не русские, что с русскими их связывает разве что только традиция многолетней борьбы. . .

День 9-го сентября мог бы отмечаться как историческая дата Литвы сразу по двум причинам, но в сегодняшней Литве обе они позабыты. Это день коронации Витовта (1430 г.) и Оршская битва (1514 год).

В довоенной Литве, с 1930 года, 8-ое сентября отмечалось как Праздник народа, что связывалось с запланированной на этот день в 1430 году коронацией Витовта Великого, которая не состоялась только из-за польских интриг. Праздник народа - день коронации Витаутаса - символизировал стремление продолжать дело Витовта и увенчать Литву венком чести.

С 1992 года в Белоруссии пытаются осмыслить другую, важную для Литвы дату - состоявшуюся 8 сентября 1514 года битву при Орше. Националистически настроенные белорусы ее трактуют как 'День военной славы белорусов'. Эта крупнейшая военная победа Великого Княжества Литовского над Россией не случайно привлекла внимание ищущих национального тождества белорусов. Символизируя войны ВКЛ с Москвой, Оршская победа напоминает, что белорусы это не русские, что с русскими их связывает разве что только традиция многолетней борьбы. . . Конечно, эта история обычно приукрашивается, белорусы присваивают само Великое Княжество Литовское, трактуя его как старое белорусское государство.

8-го сентября 1992 года в честь Оршской битвы в Минске были приведены к присяге 12 офицеров и 3000 рядовых солдат только что созданной армии Белоруссии. Тем официальное празднование 'Дня военной славы белорусов' и закончилось. Прорусский режим Лукашенко этого праздника не признает, хотя националистически настроенные белорусы его отмечают каждый год.

'Это настоящий день военной славы белорусов, - пояснил в прошлом году радиостанции 'Свобода' белорусский историк Анатолий Грицкевич. - 30 тысяч воинов Константина Острожского одолели российское войско, в котором было 80 тысяч человек. Но самое важное, должно быть, не это. Самое главное, что опровергнут миф, что белорусы - послушные, тихие и спокойные. Воинский дух белорусских рыцарей тогда был таким высоким, что огромные силы врага они одолели за несколько часов. И мы все обязаны отмечать этот день не потому, что существует какая-то враждебность между белорусами и русскими, поскольку такой враждебности нет. Просто нельзя проходить мимо таких значительных исторических фактов'. Белорусский историк уверен, что рано или поздно этот праздник станет государственным праздником Белоруссии.

В то время как белорусы ищут в истории Литвы свои символы и прецеденты своего отличия от русских, в Литве войны с Россией остаются в забвении, точно на втором историческом плане. А ведь война с Россией, начавшаяся почти одновременно с созданием российского государства во второй половине XV века, длилась никак не меньше, чем война с крестоносцами - 175 лет (1492-1667 гг.). В этот период Литва с Россией воевала девять раз, а перерыв между войнами не был длиннее одного поколения (25-27 лет). Вот эти войны:

Первая война 1492-1494 гг.

Вторая война 1500-1503 гг.

Третья война 1507-1508 гг.

Четвертая война 1512-1522 гг.

Пятая война 1534-1537 гг.

Шестая война (Ливонская) 1562-1582 гг.

Седьмая война 1609-1618 гг.

Восьмая война 1632-1634 гг.

Девятая война 1654-1667 гг.

В советское время было издано неплохое исследование 'Война литовцев с крестоносцами' (1964 г.), написанное коллективом известных в то время историков. Об аналогичном исследовании войны Литвы с Россией в тот момент не могло быть и речи - белые пятна прикрывались сказками о 'вечной дружбе русского и литовского народов'. Один из авторов упомянутой книги, историк Римантас Ясас до самой своей смерти (2002 г.) высказывал сожаление, что и теперь все еще не написана история войн с Россией - это второй период борьбы Великого Княжества Литовского за выживание, без которого невозможно понять историю этого государства.

Большинство этих войн, за исключением пятой и седьмой, начала Россия. Литовские земли уничтожались, территория уменьшалась. Решающий удар нанесла девятая война, во время которой в Литву и Польшу вторглась еще и Швеция. Этот период известен под названием Потоп, после которого литовские поместья и замки оказались в руинах, и во многих случаях уже не поднялись. Разрушенный в то время в Вильнюсе Дворец правителей отстраивается только сегодня. . . Последствие тех войн - истощившееся и умирающее государство Польши и Литвы. Весь XVIII век Речь Посполита Обоих Народов существовала только потому, что соседние государства не договорились, как ее поделить. В 1772-1795 гг. ее наконец-то по-дружески разделили Россия, Пруссия и Австрия.

Битва при Орше напоминает времена, когда после первых, бесконечно болезненных ударов России, потеряв без малого треть территории, Великое Княжество Литовское собралось и смогло оказать отпор дальнейшей экспансии России.

В 1512 году Московский великий князь Василий III начал четвертую войну с Литвой. Тогда династия Ягеллонов была на вершине своего могущества. Два брата из рода Ягайло владели 4 центрально-европейскими государствами: Сигизмунд Старый - Литвой и Польшей, Владислав - Чехией и Венгрией. Однако война с Москвой очень затруднила положение правящей династии. В Пруссии великий магистр Немецкого ордена Альбрехт Гогенцоллерн восстал и отказался давать присягу вассала Сигизмунду Старому. Альбрехта поддержал его дядя император Германии Максимилиан I Габсбург, который, воспользовавшись войной, завязал дружеские отношения и с Василием III. Максимилиан I намеревался создать широкую коалицию против государств Ягеллонов, в которую должны были войти не только Пруссия, Ливония и Московское государство, но и Дания, Бранденбург, Саксония и Молдавия. Представители рода Ягайло оказались бы в окружении враждебных государств.

Положение Литвы особенно затруднилось, когда 30 июля 1514 года Россия заняла Смоленск. Дальнейший путь на Литву (называвшийся Днепровским коридором) защищал построенный еще Витовтом из камня и дерева Оршский замок, в направлении которого Василий III послал свои основные силы - войско в 80 тысяч всадников под управлением Михаила Булгакова-Голицы и Ивана Челядина.

Сигизмунд Старый собрал войско в 32,5 тысячи всадников и 3 тысяч пехотинцев из Литвы и Польши. С 4-5 тысячами воинов Сигизмунд остался в Борисове, а остальное войско под управлением гетмана Константина Острожского направилось к Орше.

27 августа литовско-польское войско, переправляясь через Березину, впервые столкнулось с полками России, которые были разбиты. Разбиты были также и те московские полки, которые пытались помешать литовскому войску переправиться через реку Друть. Тогда российское войско переправилось на левый берег Днепра и расположилось между Оршей и Дубровной.

Здесь 8 сентября 1514 года произошла решающая битва. Воины Литвы и Польши успешно переправились через Днепр и напали на полки Булгакова-Голицы. Командиры московского войска не смогли договориться: Челядин не пришел на помощь Булгакову-Голице. Между тем пока литовцы и поляки нападали на полки Челядина, битвы избегал Булгаков-Голица. Окончательно порядки врага Константин Острожский расстроил, совершив обманный маневр - так же, как и крестоносцы в битве при Грюнвальде, русские поверили обманному отступлению литовцев и бросились догонять их, но якобы отступающие воины подвели москвичей под замаскированные пушки. Русские были полностью разбиты. По словам Сигизмунда Герберштейна, погибло 40 тысяч воинов. Полководцы Булгаков-Голица и Челядин, 8 воевод, 17 других командиров и 4 тысячи воинов попали в неволю, однако Василий III отказался выкупать пленных, заявив, что считает их умершими. Челядин умер в Вильнюсе в 1516 году, а Булгаков-Голица вернулся на родину только в 1552 году.

Победа при Орше не была использована в полной мере. Константин Острожский только в конце сентября добрался до Смоленска и не сумел его занять. И все-таки были заняты Мстиславль и Кричев и на четыре года были остановлены нападения Москвы. Воспользовавшись этой победой, правителям из рода Ягайло удалось разрушить союз Москвы и императора Максимилиана I.

У тысяч русских, попавших к литовцам в плен, создалось впечатление, что император Максимилиан I вскоре согласится начать мирные переговоры с Ягеллонами. Вначале братья Владислав и Сигизмунд Ягеллоны прибыли в Братиславу, где прошли предварительные переговоры с Максимилианом I, а 20 мая был подписан предварительный договор. Для окончательных переговоров Ягеллоны были приглашены в Вену.

16 июля 1515 года правители встретились на холмах у реки Лейты, разделявшей Австрию и Венгрию, а 17 июля вошли в Вену. Здесь спустя два дня начались переговоры, а 22 июля уже был составлен окончательный договор. Было договорено, что если сын Владислава умрет без наследников, то троны Чехии и Венгрии отойдут Габсбургам (позднее, после 1526 года, так и случилось). Максимилиан I торжественно присягнул, что разрывает свой союз с Альбрехтом Гогенцоллерном и Василием III и что будет посредничать между ними и Сигизмундом Старым в заключении мира. Договор был закреплен помолвкой детей Владислава Людовика и Анны с внуками Максимилиана I Марией и Фердинандом.

Одни лишь соглашения разрушили создававшуюся коалицию против Ягеллонов, но посредничество Максимилиана I не принесло пользы. Альбрехт в 1516 году нагло потребовал, чтобы Польша вернула все отошедшие ей в 1466 году земли Пруссии, или вместо них должны были быть отданы Ордену Литва и Жемайтия. Максимилиан I предложил Сигизмунду так и поступить. Посланник Максимилиана I Сигизмунд Герберштейн в Москве пытался уговорить Василия III вернуть Литве Смоленск, но, понятно, и это не дало никаких результатов. И все-таки, после избавления от прямой угрозы от создаваемой Максимилианом I коалиции, Сигизмунд Старый сам уладил дела со своими врагами: в 1522 году было заключено перемирие с Москвой, а в 1525 году Альбрехт Гогенцоллерн, уже как князь Пруссии, присягнул Сигизмунду.

Даже в течение 40 лет после заключения перемирия Москва не осмеливалась нападать на Литву - и это было немалым достижением, позволившим Литве воспрянуть и укрепиться (она даже пыталась, правда, неудачно, сама нападать на Россию). Именно во время этой передышки был создан первый статут (прообраз конституции - прим. перев.) Литвы, построены ренессансный Дворец правителей, начато книгопечатание, распространялись идеи ренессанса и реформации. Однако позднее Литву ждали новые испытания. . .

___________________________________________________________

Русские - блудные дети Литвы ("Delfi", Литва)

Путь России: между монголами и Литвой ("Delfi", Литва)