В связи с возможным строительством американского противоракетного щита в Польше россияне начали бить в пропагандистский бубен. - Мы не будем пассивны, - предупреждает глава международного комитета Думы Константин Косачев.
Косачев, играющий роль одного из главных рупоров российской внешней политики, повторил вчера в своей статье, опубликованной в 'Независимой газете', основные аргументы российской дипломатии против размещения элементов американского противоракетного щита в Центральной Европе.
По его мнению, Россия 'не может делать вид, что происходящее ее не касается и она полностью удовлетворена легендой о террористах и странах-изгоях, с которыми так удобно бороться именно из Чехии и Польши'. Россияне не верят, что предназначение щита - исключительно оборона от ракетных атак Ирана или других стран, поддерживающих терроризм. В частности, устами Косачева они стараются доказать, что противоракеты, размещенные в Польше, будут направлены, главным образом, против россиян.
'В том, что с нашей стороны будут предприняты определенные политические и дипломатические шаги, можно не сомневаться', - пишет Косачев.
В интервью для 'Газеты' Косачев еще несколько месяцев назад предостерегал, что создание щита может нарушить ядерный баланс и привести к новой гонке вооружений. В свою очередь, начальник российского генштаба генерал Юрий Балуевский убеждал нас в том, что 'противоракетная система - это усиление США на случай конфликта с Москвой'.
'Стройте себе этот щит, стройте. Я в самом страшном сне не предвижу ядерный конфликт, но подумайте, что вам потом на голову упадет', - говорил 'Газете' Балуевский.
Резкие слова Косачева контрастируют с августовскими заявлениями российского министра обороны Сергея Иванова (в ходе встречи с Дональдом Рамсфелдом), воспринятыми как смягчение негативной позиции по вопросу американского щита. Откуда эти противоречия?
- Все это пропагандистский блеф. В российской армии и дипломатии господствует убежденность в том, что щит не будет создан в ближайшие 10-15 лет, и поэтому пока не нужно особо беспокоиться по этому поводу. Все 'резкие высказывания' - это риторические фейерверки для внутреннего пользования, - говорит нам российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр.
Чем Россия могла бы угрожать Америке и ее европейским союзникам? Сам Косачев дает понять, что Вашингтон, ищущий поддержки России по иранскому вопросу, не должен обострять отношения с Москвой.
В России господствует мнение о том, что в 90-е годы Кремль расплатился согласием на расширение НАТО, в частности, за то, что Запад не выступил против войны в Чечне. - Может, и теперь они хотят что-то выторговать? - размышляет публицист 'Коммерсанта' Сергей Строкань.
Тем временем, Дмитрий Бабич из "Russia Profile" считает, что Кремль еще не выработал последовательную политику в отношении противоракетного щита, а будущей ценой за его создание просто станет дальнейшее ухудшение польско-российских отношений. - Никаких сенсаций. Россия не будет расторгать договоры, но, может, и не будет подписывать новые. Возможно, в конце концов, она откажется от строительства в Польше второй нитки ямальского газопровода', - говорит Бабич.