Когда два самых одаренных молодых футболиста в мире выбегали из туннеля стадиона "Upton Park" в прошлые выходные, то зрителей, практически до отказа заполнивших стадион, можно было простить за то, что они думали, что они наслаждаются реальным воплощением фантастического футбола.
В некоторой степени они, возможно, правы: Карлос Тевез (Carlos Tеvez) и Хавьер Масчерано (Javier Mascherano), звезды сборной Аргентины по фуболу, были приобретены у "Corinthians", гиганта бразильского футбола, всего за несколько часов до закрытия трансферного окна. "West Ham", как стало известно позже, не заплатил за игроков ни пенни. Все это превосходит самые несбыточные мечты болельщиков клуба.
С другой стороны, то, как Тевез и Масчерано попали в Лондон, не имеет ничего общего с фантастикой. Это была сделка, полностью отвечающая новой реальности клубного футбола, один из многомиллионных контрактов, эксплуатирующий права на имидж игроков, заключенный с участием всемогущих агентов и российских олигархов.
Это также новая реальность запутанных финансовых транзакций и, в некоторых случаях, обвинений в отмывании денег.
Газете "The Guardian" стало известно, что в отношении деятельности компании, которая ранее владела обоими игроками, и которая причастна к заявке "West Ham" на их приобретение, проводится расследование, начатое после того, как в ходе предварительного следствия возникли подозрения в отмывании денег.
"Media Sport Investment" (MSI), дочерняя компания тайной инвестиционной фирмы, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, попала под следствие в декабре 2004 года, после приобретения "Corinthians".
В докладе, подготовленном прокуратурой Сан-Паулу после расследования, проведенного сотрудниками спецгруппы по борьбе с организованной преступностью и представителями бразильской разведывательной службы "Agencia Brasileira de Inteligencia", утверждается, что "имеется множество признаков, указывающих на то, что партнерство MSI и "Corinthians" осуществлялось с целью отмывания денег".
Предприниматель
Немногие знают личности тех, кто предоставлял финансовые средства, с помощью которых "Media Sport Investment" смогла взять в аренду "Corinthians" на 10 лет, а затем купить нескольких самых перспективных футболистов континента. Так же не известны и личности всех тех, кто стоит за предложением приобрести "West Ham", которое оценивается в сумму от 80 до 100 миллионов фунтов.
Как бы то ни было, в докладе прокуратуры Сан-Паулу, который попал в распоряжение "The Guardian", говорится, что некоторые средства, отмывавшиеся, как утверждается, через "Corinthians", принадлежали Борису Березовскому.
Г-н Березовский, из математика превратившийся в предпринимателя, является всего лишь одним из представителей небольшого, но интригующего списка действующих лиц, причастных к необычному трансферу и последующей заявке на приобретение клуба.
В их число входит также еще один так называемый олигарх, купивший бывшие государственные предприятия по бросовой цене в смутные времена российской приватизации; израильский футбольный агент, пользующийся влиянием по всему миру; и бизнесмен иранского происхождения, выросший в Кенте.
Г-н Березовский был самым богатым и самым влиятельным игроком, пока Владимир Путин не изменил свое отношение к нему вскоре после избрания на пост президента в марте 2000 года. С тех пор бизнесмен живет в изгнании в Великобритании, проводя время в своем пентхаусе в Мейфэре и в поместье в Суррее.
Российские власти обвинили его в планировании заговора. Все попытки заставить английские власти выдать его российской стороне для суда над ним закончились неудачей, так как ему было предоставлено политическое убежище в рамках проводимого Скотланд-Ярдом расследования заявлений о том, что Служба внешней разведки, одна из преемниц КГБ, планировала убить его отравленной ручкой.
Он всегда отрицал нарушение закона со своей стороны, заявляя, что действовал в соответствии с правовыми нормами того времени, и что все обвинения против него имеют политическую основу.
Г-н Березовский недавно получил английский паспорт на имя Платона Еленина, которое он, похоже, заимствовал у главного персонажа фильма, в какой-то мере основанного на событиях из его жизни. Однако он не может вернуться на родину, так как там у него есть все шансы провести остаток своих дней в сибирском лагере.
Другим человеком, стоящим за заявкой на приобретение "West Ham", является старый друг г-на Березовского Бадри Патаркацишвили, бывший партийный чиновник из Грузии. Они объединились в 1990-е годы и скупили продававшиеся по заниженной стоимости алюминиевые и нефтяные предприятия, которые превратили затем в прибыльные корпорации. Сегодня 50-летний г-н Патаркацишвили владеет еще и тбилисским футбольным клубом "Динамо". Он совершает периодические деловые поездки в Лондон, однако большую часть своего времени проводит в своем дворце в грузинской столице, в окружении охраны. И он никогда не отваживается поехать в Россию, где ему тоже грозит задержание по обвинениям в мошенничестве, выдвинутым, по его словам, по политическим мотивам.
Ключевой фигурой в истории вокруг "West Ham" является, судя по всему, Пини Захави (Pini Zahavi), бывший израильский спортивный журналист, ставший одним из самых влиятельных агентов в английском футболе.
Имя г-на Захави стоит за крупнейшими трансферами, осуществленными в английском футболе, в том числе и за многомиллионной сделкой по переводу Рио Фердинанда (Rio Ferdinand) из "West Ham" в "Leeds" и оттуда в "Manchester United".
По мере роста своего влияния он стал помогать в проведении сделок с целыми клубами: он принимал активное участие в покупке клуба "Chelsea" Романом Абрамовичем, а также помог другому россиянину, Александру Гайдамаку, купить "Portsmouth". По его словам, он принимал участие в трансферах Тевеза и Масчерано в "West Ham", однако он отрицает какую-либо причастность к заявке на приобретение "West Ham".
Практически единственным человеком, не отрицающим участие в этой сделке, является 35-летний Киа Джурабчиан (Kia Joorabchian), семья которого уехала из Ирана в Кент после Исламской революции 1979 года.
Г-н Джурабчиан, владеющий английским и канадским паспортами и указавший две различные даты рождения в реестре компании "Companies House" (оказывающей услуги про регистрации оффшорных предприятий - прим. перев.), говорит, что он покинул пост президента "Media Sport Investment" несколько недель назад, и в настоящее время ведет контракты Тевеза и Масчерано лично.
Он решительно отказывается сказать, кто финансировал компанию и ее сотрудничество с "Corinthians", что вынудило бразильских следователей с сожалением отметить в докладе, что он "изо всех сил пытался скрыть от следствия личности и компании, причастные к финансовым сделкам". Точно так же он молчит и о тех, кто поддерживает его в покупке "West Ham", называя одного владельца отеля из Израиля, и отказываясь назвать других участников.
Г-н Джурабчиан отрицает то, что за сделкой стоит г-н Березовский или какой-либо другой российский инвестор. Г-н Березовский говорит, что ему самому футбол интересен лишь как зрителю, и отрицает какую бы то ни было причастность к "Media Sport Investment", "Corinthians" или "Hammers".
Юристы MSI говорят, что бразильское расследование посвящено политическому соперничеству внутри "Corinthians" и не затрагивает г-на Джурабчиана лично: "Бразильская прокуратура не закрывает дело, однако до сегодняшнего дня у нее нет свидетельств или доказательств неправомерных действия или отмывания денег компаний MSI в Бразилии".
Г-н Джурабчиан и г-н Березовский также решительно отрицают обвинения в отмывании денег, сделанные в Сан-Паулу. Представитель г-на Березовского говорит, что бразильская полиция отметила, что она больше не заинтересована в нем, когда он был освобожден без предъявления обвинений после задержания и допроса в аэропорту Сан-Паулу в прошлом году.
Тем временем, в России многие помнят роль, сыгранную г-ном Джурабчианом в финансовых маневрах, в результате которых г-н Березовский взял под свой контроль одну из самых влиятельных постсоветских газет "Коммерсантъ". В 1999 году г-н Джурабчиан, которому тогда было 28 лет, купил 85 процентов акций газеты через компанию, зарегистрированную на Британских Виргинских островах. Говорят, что он давал гарантии того, что он не действует в интересах третьих лиц. Через несколько месяцев газета перешла в руки г-на Березовского.
По словам г-на Джурабчиана, это была его последняя сделка с г-ном Березовским. Сам г-н Березовский говорит, что г-н Джурабчиан не был его подставным лицом ни в тот раз, ни когда-либо после. Никто не сомневается, что г-н Березовский является бизнесменом, не любящим раскрывать свои карты. "Это практически его торговая марка", - говорит один московский наблюдатель.
Дырявые законы
После того, как г-н Березовский опроверг причастность к сделке MSI с "Corinthians", г-н Патаркацишвили, судя по всему, проговорился, когда сказал одному журналисту в прошлом году: "Мы вложили деньги в прекрасный футбольный клуб в Бразилии, "Corinthians". Мы инвестировали в бразильскую команду с Борисом Березовским". Деньги, добавил он, "обладают прекрасной чертой плыть туда, где они чувствуют себя комфортно". Сам г-н Патаркацишвили не является фигурантом какого-либо расследования.
Г-н Березовский повторно опроверг свою причастность, заявив, что он и его друг были заинтересованы только в строительстве стадиона в Сан-Паулу. Как бы то ни было, следствие в Бразилии продолжается, и сегодня многие интересуются, не стоит ли он за заявлением о покупке "West Ham".
Если г-н Березовский действительно имеет к нему отношение, то это значит, что он присоседился к очереди иностранных инвесторов, соблазненных присущим английскому футболу сочетанием наличных, лоска и пробелов в законодательстве. Именно это сочетание привлекло г-на Абрамовича и г-на Гайдамака. Американец Малькольм Глейзер (Malcolm Glazer) влез в огромные долги ради покупки "Manchester United", в то время как другой магнат из Соединенных Штатов, Рэнди Лернер (Randy Lerner), только что купил клуб "Aston Villa".
Наличные поступают главным образом за счет телевидения: Премьер-лига, основанная 14 лет назад, по любым меркам стала впечатляющим успехом, способствовавшим беспрецедентному обогащению верхушки английского футбола. При финансовой поддержке принадлежащей Руперту Мердоку (Rupert Murdoch) сети "Sky network" Лига стала мировым телевизионным феноменом.
Ранее в этом году Лига заключила с "Sky network" и ее конкурентом, спутниковым каналом "Setanta", новую сделку, которая принесет клубам 1,7 миллиарда фунтов стерлингов за три года, что на 66 процентов больше ныне действующих договоренностей. Ожидается, что после того, как будут обеспечены права на заграничные трансляции и заключены новые технические соглашения, общая сумма вырастет до 2,5 миллиардов фунтов. Подобные суммы делают даже средние клубы, такие как "West Ham", очень привлекательными для иностранных инвесторов.
Недостаточное финансирование
Лихорадочная атмосфера Премьер-лиги способствовала возникновению благоприятных условий для инвесторов. Так как нехватка средств постоянно усиливается, болельщики команд понимают, что только наличные могут сократить отставание от лидеров, и они обращают все меньше внимания на то, откуда приходят деньги.
Другим привлекательным аспектом клуба "West Ham" для инвесторов является Олимпиада 2012 года. Ожидается, что Игры преобразят восточную часть Лондона, и через шесть лет там будет не только Олимпийский парк, торговый центр и новые дома, но и новый стадион на 80000 зрителей, который "West Ham" не прочь занять.
Другой причиной, по которой г-на Березовского привлек этот клуб, могут быть его отношения с г-ном Абрамовичем, который сначала был его протеже, а затем партнером в крупнейшей приватизационной сделке, в результате которой 10 лет назад была создана крупная нефтяная компания "Сибнефть".
Г-н Путин, выступивший шесть лет назад против ведущих бизнесменов страны в попытке забрать контроль над российским государством из рук олигархов, начал с г-на Березовского, самого богатого и самого могущественного из них. С этой точки зрения получается, что г-н Абрамович переиграл своего бывшего учителя, обошел его на каждом повороте.
Сначала г-н Березовский был вынужден уехать в изгнание, а затем его заставили продать значительную часть его собственности обратно государству. По некоторым оценкам, сегодня у него осталось всего 800 миллионов фунтов. Владелец "Chelsea", напротив, находится в хороших отношениях с Путиным, близок к возможным преемникам президента и проводит много времени в Москве. Он очень быстро зарабатывает деньги. А после покупки лондонского футбольного клуба он проложил себе дорогу в культурные слои другой нации, причем в такой манере, которая обеспечит ему всеобщую любовь и, может быть, безопасность.
Поэтому кое-кто в Москве задумывается: не мог ли Березовский купить соперников "Chelsea" просто для того, чтобы расстроить Абрамовича?
Не станет наш футбол уличной дракой москвичей, осуществляемой другими средствами?