Из-за внутриполитической неразберихи после непопулярной в мире войны он может упустить шанс на мирное урегулирование
Израилю исход войны с 'Хезболлой' в Ливане кажется, вероятно, наихудшим. Приведя в движение всю военную машину Израиля в ответ на похищение двух израильских солдат, премьер-министр Эхуд Ольмерт подвергся порицанию международного сообщества за вызванные этим жертвы среди мирного населения. Однако окончательная цель операции - унижение и разоружение 'Хезболлы' - достигнута не была. И, все-таки, говорить о ее провале не стоит.
Один из итогов войны - в том, что жители северного Израиля теперь в безопасности. Хотя 'Хезболла' не разоружена, она больше не обстреливает ракетами территорию Израиля, а принятая ООН резолюция о прекращении огня и размещение ливанской армии и международных миротворцев гарантируют стабильность.
Однако в Израиле бушует оргия взаимных обвинений (как сказал бы Генри Киссинджер), и политическая долговечность Ольмерта находится под вопросом. Он задобрил 'ястребов', отложив реализацию своего плана по уходу с Западного Берега, санкционировав строительство примерно семисот домов для еврейских поселенцев и продолжая оказывать давление на палестинцев в Секторе Газа.
Опасность в том, что война настолько подорвала нервы Ольмерта, что он не сможет дать творческий ответ на потенциально значимое событие: создание коалиционного правительства на палестинских территориях, которое может признать право Израиля на существование, включив в себя радикальное движение 'ХАМАС', контролирующее сегодня палестинский парламент. Это могло бы проложить путь к реализации варианта 'двух государств', поддержанного Соединенными Штатами, ООН, Европейским Союзом и Россией.
С учетом последних событий ясно, что Израиль и его лидеры могут сосредоточиться на своих внутриполитических проблемах. Поддавшись на международное давление, Израиль покинул южный Ливан и Газу и дал понять, что он также выйдет с большей части, если не со всего Западного Берега, распрощавшись с романтической мечтой 1980-х об Израиле, включающем в себя библейские Иудею и Самарию, ради политики максимального разделения израильтян и палестинцев. За свои страдания Израиль был вознагражден победой 'ХАМАС' на выборах в парламент палестинской автономии и ракетными обстрелами севера страны с территории южного Ливана. Еще обиднее то, что ООН как будто выступила на стороне врагов Израиля. Когда в результате израильского авианалета в Ливане погибли четыре наблюдателя ООН, генеральный секретарь Кофи Аннан заявил, что он 'шокирован и глубоко огорчен тем, что удар по посту наблюдателей был, по-видимому, преднамеренным'.
Но Израиль не может повернуться спиной к ООН, стоявшей у истоков современного еврейского государства, сохраняющей свое присутствие как в Израиле, так и на палестинских территориях и теперь контролирующей ситуацию на израильско-ливанской границе. ООН - так же, как США, ЕС и Россия - не может позволить себе игнорировать израильско-палестинский вопрос.
Нерешенные проблемы между арабами и евреями - не единственная причина нестабильности и радикализма на Ближнем Востоке. Но они постоянно создают напряженность в регионе на протяжении 60 лет существования еврейского государства. Никто не будет просить Израиль вести переговоры с людьми, требующими его уничтожения. Но если палестинская сторона готова к разговору и стремится к компромиссу, то Израиль обязан учитывать эту возможность.