. . .В минувшие выходные в Севастополе состоялись уличные протесты, организованные соратниками Януковича по коалиции - коммунистами. Акция проходила под лозунгом: "НАТО! НАТО! Прочь отсель в свой занюханный Брюссель!". Но, вопреки совету, в "занюханный Брюссель" полетел сам премьер.
"Брюссель зачаровывает!", - заявил, едва успокоив дыхание, Виктор Янукович в четверг вечером. Таким комплиментом он хотел cгладить неловкость в связи с опозданием на конференцию Европейского политического центра, которая была одним из пунктов его длинной программы в бельгийской столице.
Презентация Януковича-II на Западе продолжалась с 7-45 утра до 20 часов вечера. От рассвета до заката самый рейтинговый политик Украины сдавал первый экзамен на международной арене после своего возвращения во власть.
В итоге было доказано, что все договоренности с Януковичем лучше оформлять письменно в присутствии понятых и нотариуса, а не в розовой гостиной на четвертом этаже секретариата президента.
Накануне визита сообщение о будущем участии Януковича в Комиссии Украина-НАТО вызывало нервный тик у сторонников интеграции к Альянсу.
Янукович, смотря в глаза представителей всех 25 стран-членов, должен был внести ясность в один вопрос: поддерживает ли его правительство идею о переходе Украины к выполнению Плана действий для получения членства в НАТО?
Кабмин в связи с темой НАТО на заседание не собирался, поэтому точка зрения, которую Янукович должен был сообщить в штаб-квартире Альянса, отражала бы его личные взгляды.
Но к моменту приземления Януковича в Брюсселе в команде Ющенко царила мысль, что премьер подчинится президенту.
Существовала информация, о том, что одним из главных условий Ющенко при внесении Януковича для утверждения премьером было его обещание дать согласие на переход к Плану действий. С тем, чтобы оформить это историческое решение уже на саммите НАТО в Риге в конце ноября 2006 года.
Борисом Тарасюком выдвигалась идея, чтобы Янукович отвез в Брюссель письма, где бы просил о присоединении к Плану действий. Олег Рыбачук и Анатолий Кинах говорили, что во время ночных переговоров Янукович обещал это обращение подписать.
Представитель МИД на условиях анонимности объяснил, что конверт передавать в НАТО не обязательно - просто Янукович должен был ясно заявить о согласии правительства выполнять программу интеграции в НАТО.
Встреча президента с премьером, которая состоялась в начале недели, также была посвящена этому вопросу. И после нее никто не услышал резких комментариев ни со стороны Ющенко, ни со стороны Януковича.
Однако, похоже, уже за несколько дней до отъезда Януковича в Брюссель стало известно, что он откажется поддерживать План действий. И в составе делегации, которая прилетела с Януковичем, не было главных НАТОвских лоббистов - ни министра иностранных дел Тарасюка, ни министра обороны Гриценко.
Тарасюк, который сам заявлял, что собирается составить Януковичу компанию, не полетел - сославшись на то, что заболел. Но не существует такого заболевания, которое бы остановило этого евроатлантиста - очевидно, он заведомо знал, что заявит Янукович, и решил не освящать своим присутствием день натовского траура в Брюсселе.
Зато вместе с Януковичем в делегации прибыл его внешнеполитический советник Анатолий Орел - главный враг Тарасюка и всего прозападного вектора МИД во времена Кучмы.
Перед началом Комиссии Украина-НАТО источник из окружения премьера рассказал о настроении Януковича: "Никакого Плана действий для членства, потому что за вступление к НАТО в Украине выступают только 15% населения! Мы не можем поддерживать такую идею".
Аналогичный аргумент спустя несколько часов заявит и сам Янукович.
Комиссия Украина-НАТО проходила в традиционном зале с круглым столом. Страны-члены Альянса представляли послы при этой организации.
Янукович вошел, что-то шепча генсеку Альянса Яап де Хооп Схефферу. Поскольку премьер, согласно со своей официальной автобиографией, владеет английским языком "со словарем", то, соответственно, шептал он Схефферу на украинском языке. За ними следовала переводчица, поэтому Януковичу приходилось шептать громко, и до посторонних ушей долетали фразы, которыми украинский премьер уверял шефа НАТО в желании поддерживать сотрудничество.
В свое вступительное слово, которое длилось до пяти минут, Янукович вложил все месиджи о новых реалиях в Украине.
Первое. Янукович сказал, что теперь в Украине парламентско-президентская республика, и именно Кабмин несет ответственность за развитие государства.
Во-вторых, Янукович напомнил, что Универсал национального единства закрепил - вступление в НАТО только по итогам референдума.
В-третьих, Янукович дал понять, что не собирается идти дальше нынешнего уровня сотрудничества. Он не произнес магическое словосочетание - План действий для получения членства в НАТО.
"На сегодняшний день мы намереваемся сосредоточиться на углублении партнерских отношений с Альянсом на основе Интенсифицированного диалога относительно членства и ежегодных целевых планов действий", - сказал он.
И, в-четвертых, самое главное - Янукович заявил, что тема членства в НАТО для Украины больше не связанна с темой сотрудничества с Альянсом.
"После продолжительных дебатов в ходе политического, а местами и уличного противостояния, ведущие политики Украины достигли понимания в вопросе евроатлантической интеграции нашего государства. Согласованная позиция изложена в Универсале национального единства, который мы подписали вместе с президентом", - зачитал Янукович свое вступительное слово.
"Мы достигли главного - отделили вопрос относительно членства в НАТО от нормального взаимовыгодного сотрудничества с Альянсом. Это ключевой ориентир для дальнейшего курса правительства в направлении отношений с Альянсом", - добавил он.
После Януковича выступали представители стран НАТО в штаб-квартире организации, среди которых самой колоритной была посол США. Стараясь убедить, что интеграция в НАТО не противоречит дружбе с Россией, она предложила Януковичу сравнение: "Ведь можно идти и одновременно жевать жвачку?!".
Теперь остается непонятным - глубина, на которую закапывается тема членства в НАТО. Пока Янукович похоронил надежды на Рижский саммит.
Но евроатлантические оптимисты все равно находят щель, сквозь которую можно проскочить: мол, существует куча законов, которые ссылаются на другие законы, где речь идет о стратегической цели Украины - членство в НАТО. В частности, одним из таких документов является Оборонительная доктрина Украины.
Но странам-членам НАТО неинтересны такие законодательные головоломки. Не они их должны решать, а украинская власть, которая теперь имеет две противоположные позиции - премьера и президента.
Имел ли право Янукович так безапелляционно вторгаться в сферу компетенции Ющенко, которая дарована ему Конституцией, останется темой их разборок в Киеве. Но свое дело Янукович сделал. И после комиссии Украина-НАТО в двадцать пять столиц стран Альянса полетят отчеты, что Украина отказалась от того, чего требовала последние полтора года - Плана действий для получения членства.
Ситуацию несколько запутывает лексика Януковича. Вместе с отрицательными месиджами он присылает и положительные. Но без толкового темника понять, что он имел в виду, сложно. Так, на общей пресс-конференции с де Хооп Схеффером, украинский премьер наобещал: "Сейчас мы начинаем новый этап в отношениях с НАТО. Усиливая это сотрудничество, мы будем делать все, чтобы эта работа убедила украинский народ, что этому нет альтернативы". Что имел Янукович на внимании под словом "этому", он не расшифровал.
Или другое заявление Януковича: "Сегодня нет альтернативы той стратегии, которую избрала Украина в отношениях с НАТО". Что это он имеет в виду под словами "та стратегия"? Стратегия, которая существовала до его визита в Брюссель - на членство в НАТО? Или стратегия, которую он попробовал начать в Брюсселе - об отказе на неопределенное время?
Или еще одна фраза. "Сегодня надо значительно усилить информационную политику. Как только придет время, мы сделаем следующий шаг", - добавил Янукович. Какой такой "следующий шаг", он не разъяснил.
Так вышло, что в Брюсселе Янукович подложил взрывчатку под программу, на которую были брошены все силы МИД, и которая должна была привести к самому большому достижению Украины на международной арене за годы независимости - членства в действительно западном клубе.
Между прочим, в том, что произошло, есть часть вины и "Нашей Украины", представители которой во времена Кучмы потратили много сил, чтоб убедить Америку в нецелесообразности старта программы Интенсивный диалог еще при старой власти. Потому что это, мол, выглядело бы как признание заслуг предыдущего президента.
"Но если бы на саммите НАТО в Стамбуле в 2004 году Украине открыли Интенсивный диалог, то уже в 2005 она могла бы спокойно присоединиться к Плану действий для получения членства в НАТО", - рассказал один из опытных дипломатов.
Постоянным аргументом Януковича в Брюсселе было то, что поддержка вступления в НАТО за последние два года снизилась. Но кто, как не он и возглавляемая ним Партия регионов, приложили руку к дискредитации идеи евроатлантической интеграции?
Существуют также наивные, которые думают, что сейчас, накануне зимы, для Януковича самоубийством будет заявлять о поддержке Плана действий для получения членства - потому что это выльется в газовую истерию России. Находясь в Европе, Янукович не забывал отдавать пасы в адрес Москвы: "Мы не должны делать политику, которая бы создавала тупик для России в отношениях с ЕС и НАТО и в отношениях НАТО или ЕС с Россией. Надо, чтобы Украина строила надежный мост".
Но после газа проблемы, инспирированные в России, не прекратятся. Наоборот, постоянная мобилизация подобных проблем со стороны Кремля будет заставлять Януковича идти на все большие уступки Москве. И вместо моста Украина скорее превратится в памятник "писающему мальчику", такой же смешной и бессодержательный - как государство, навеки застывшее в позе, так и не закончив начатое дело интеграции в НАТО.