Чтобы борьба за социальную справедливость и процветание в арабском мире увенчалась успехом, необходимо мощное народное сопротивление американскому империализму и его местным 'клиентам'
'Взгляните на мои великие деянья, Владыки всех времен!' - гласит надпись на статуе царя из стихотворения Перси Биши Шелли 'Озимандия'. Но изваяние хвастливого тирана не повергает в страх врагов - оно лежит на песке, расколотое на части.
Сегодня, через пять лет после зверских терактов 11 сентября 2001 г., Джордж Буш и неоконсерваторы умудрились превратить многие районы Ирака и Афганистана в безлюдную пустыню, усеянную трупами и развалинами.
Среди этого запустения мы - на сей раз без всякой скорби - видим и циклопические руины колоссального здания американской и британской внешней политики. Причем те, из-за кого это здание рухнуло, не могут утверждать, что их не предостерегали о том, какого джинна они выпускают из бутылки. Миллионы людей предсказывали, что случится, если они воспользуются событиями пятилетней давности для развязывания войны, которую Пентагон уже окрестил 'долгой'. Через четыре дня после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, выступая на экстренном заседании британского парламента, я предупреждал: если США и их союзники неверно отреагируют на эти события, они породят тысячу, десять тысяч бен-ладенов. Сегодня, через пять лет, можно ли утверждать, что этот прогноз не оправдался?
В Ираке и Афганистане погибли десятки тысяч людей - в основном женщины и дети. Неужели те, кого, в конечном счете, следует считать виновниками их гибели, сидя за столами красного дерева в Белом Доме и на Даунинг-стрит, воображают, будто мы все не замечаем, что они считают - об этих жертвах среди арабов и мусульман не стоит скорбеть так же, как об убитых американцах и англичанах? Может быть, они думают, будто мы не заметили, что они не желают даже подсчитать, сколько погибло иракцев? Или они полагают, что порнографически-садистские снимки из Абу-Грейб - это просто мелочь, не заслуживающая внимания? Неужели Джордж Буш и Тони Блэр тешат себя иллюзией, будто то, что они лишь выковали нож, который Израиль затем вонзил в спину Ливана, не делает их соучастниками военных преступлений?
Во время визита в Тель-Авив в прошедшие выходные Блэр, несомненно, вел себя как человек, полностью утративший связь с реальностью. В тот момент, когда парламентарии от его же партии сговариваются, чтобы заставить премьера уйти - он портит им все шансы на переизбрание - Блэр отправился в оккупированный Иерусалим обниматься с Эхудом Ольмертом (Ehud Olmert), развязавшим войну в Ливане, против которой выступило подавляющее большинство британцев.
Что же касается Буша, то ему всегда с трудом удавалось создать хотя бы впечатление, что он вообще способен воспринимать реальность. Тем не менее, подлинный итог прошедших пяти лет однозначен. Мир не стал безопаснее - в нем стало больше насилия, больше угроз. Ряды джихадистов, подобных бен Ладену, не поредели, а умножились. Возмущение в арабском и мусульманском мире только углубилось, приобрело еще более массовый и взрывоопасный характер.
В Афганистане Блэр, пренебрегая опытом истории - в этой гордой стране Британия не раз терпела катастрофические военные неудачи, - отправил наших солдат в тот уголок планеты, который не покорился даже Александру Македонскому, где они сталкиваются с труднодоступной местностью и все более ожесточенным сопротивлением. В Ираке оккупанты пролили столько крови, что водам Тигра и Евфрата в пору покраснеть. Чтобы удержаться в этой стране, они подстегивают межэтническую и межконфессиональную вражду, из-за которой страна может расколоться на три части (таков будет их прощальный подарок иракскому народу!). Как они только могут, не краснея, заявлять, что сегодня ситуация в Ираке лучше, чем до вторжения?
Вспомните, как они расписывали благотворные результаты этой войны - утверждение свободы и демократии, уважение к женщине, человеческому достоинству и экономическое процветание. На деле их интересовала свобода рук для американских корпораций, демократия доллара и утверждение в арабском мире власти продажных королей и президентов-марионеток - столь же послушных, но чуть более 'отесанных', чем нынешние, умеющих 'тактично' подтасовывать выборы, как это сделал Буш во Флориде, а не просто бросать всех оппозиционеров в тюрьму.
Но они не сумели реализовать даже свои эгоистические амбиции. Именно этот факт все больше определяет ситуацию, которая возникла в результате их действий за последние пять лет. И с особой наглядностью это проявляется в ливанских событиях.
В марте прошлого года заявления Госдепартамента США и британского Форин Офис непостижимым образом стали напоминать революционные прокламации. Нас заверяли: 'кедровая революция' в Ливане - первый шаг на неуклонном пути к 'новому Ближнему Востоку'. Прошло пятнадцать месяцев, и мы видим, что это за 'новый Ближний Восток': израильские военные пообещали бомбежками отбросить Ливан на двадцать лет в прошлое, и развязали вторжение, рассчитывая добиться успеха, раздув пожар гражданской войны, который ливанскому народу с таким трудом удалось погасить.
Война, разразившаяся этим летом, была не просто эпизодом в кровавой истории израильских 'набегов' на соседние страны. Она стала одним из фронтов бушевской 'войны с террором'. И, как это ни парадоксально, ее развязали именно потому, что США оказались в тупике и под угрозой поражения на другом фронте - иракском. Нападение на Ливан должно было расчистить путь для новой агрессии - против Сирии и Ирана.
Из-за этого осуждение ливанского Сопротивления некоторыми арабскими лидерами выглядит особенно отвратительным. Их лицемерные заявления, что все это касается исключительно шиитов, а угрозы авиаударов по Ирану должны заботить одних персов, заслуживают только презрения. Поддержав Израиль, а не 'Хезболлу' и сопротивление ливанского народа, они встали на сторону врага - тех, кто душит блокадой палестинцев в Газе. Пока эти лидеры унижались перед Вашингтоном и Тель-Авивом, миллионы арабов от Рабата до Эр-Рияда повторяли имя шейха Саида Хасана Насраллы.
Поражение, которое нанесли Израилю 'Хезболла' и ливанское движение Сопротивления, стало поражением и для Вашингтона с Лондоном. Это поражение возродило надежду, что кошмару последних пяти лет все же может прийти конец. Уверенность в том, что альтернатива гегемонии США, транснациональных корпораций и их местных прихлебателей существует, крепнет не только в арабском и мусульманском мире. То же самое происходит и в Латинской Америке, где президент Венесуэлы Уго Чавес стал воплощением лидера нового поколения: на этой неделе на саммите Движения неприсоединения он встретился с такими же молодыми коллегами с Ближнего Востока и представителями 'поколения отцов', в том числе великим Фиделем Кастро.
На мой взгляд, главным наследием последних пяти лет станет именно это: возрождение всемирного движения, напрямую противостоящего Пентагону и транснациональным корпорациям, на службе у которых он подвизается в качестве рэкетира. Ставки в игре чрезвычайно высоки. Подобно тому, как тупик в Ираке побудил США поддержать военную авантюру Тель-Авива, поражение в Ливане может, в свою очередь, ускорить подготовку к нападению на Иран. Это стало бы одним из самых дорогостоящих просчетов в истории. Недостатка в предостережениях нет. Но точно так же Вашингтон предостерегали о последствиях его безумной реакции на события 11 сентября, поэтому не стоит недооценивать его готовности еще глубже окунуться в кровавый поток. США не отступятся, невзирая на потери, ведь в противном случае американскому истэблишменту пришлось бы признать, что его могущество и престиж отброшены назад - к эпохе до 1989 г., когда им приходилось иметь дело с равным соперником.
Только мощное сопротивление народов планеты - от Каракаса до Каира - заставит отступить этого мастодонта и позволит воздать по заслугам всем квислингам, на которых он опирается, и которые способны удержаться у власти только при его поддержке.
Автор - депутат британского парламента от лондонского избирательного округа Бетнэл Грин энд Боу (Bethnal Green and Bow).