За ведущую роль в кампании по чистке российской банковской системы Андрей Козлов заплатил своей жизнью. Имена тех, кто на этой неделе застрелил заместителя председателя Центрального банка России, неизвестны, однако это преступление несет на себе все признаки заказного убийства.
В прошлом, когда Козлов аннулировал лицензии некоторых сомнительных банков, эти его действия также сопровождались насилием, почему его убийство и стало открытым вызовом всей системе государственного управления России. И на это государство должно ответить не просто минутой молчания над телом одного из своих людей, а многократным усилением активности в борьбе с коррупцией, поразившей банковскую систему.
В любой стране, отходившей от коммунистической системы, одной из важнейших реформ была и остается банковская - ведь в рамках рыночной экономики распределение ресурсов происходит именно по каналам банков. Однако та же банковская система может использоваться в качестве большой прачечной для отмывания сомнительно нажитых доходов. В России в эту категорию попадают не только деньги, полученные от наркоторговли или организованной преступности, но и средства от беспорядочной приватизации и укрытые от налогов доходы от нелицензированного бизнеса, образующие огромный водоворот в нефтяной экономике, где закон правит далеко не везде и не во всем.
Поэтому в России владение банком - занятие исключительно удобное, отсюда и их абсурдно большое количество, около тысячи двухсот. При том, что намного больше половины всех вкладов населения приходится на государственный Сбербанк, большинство этих банков обслуживает лишь небольшое число клиентов и никакой общественно полезной функции не выполняет. Уже четыре года Козлов пытался восстановить доверие к этому сектору: основал систему страхования вкладов и совершил мужественный поступок - отозвал лицензии у десятков банков, заподозренных в отмывании преступных денег.
Вчера все признаки указывали на то, что президент Владимир Путин очень активно отреагирует на убийство Козлова. Президент заявил, что 'в стране каждый месяц отмываются миллиарды рублей, за границу переводятся огромные суммы', и пообещал искоренить финансовые преступления, объединив усилия полиции, судебной и банковской системы.
У Путина действительно есть все основания воспринять это убийство, жертвой которого стал самый высокий государственный чиновник за те шесть лет, что он находится у власти, как личное оскорбление. Хотя ситуация на рынках практически не ухудшилась - все-таки перспектива прибыли от российской нефти в сознании инвесторов все еще перевешивает риски, - убийство Андрея Козлова - это удар по той самой ауре стабильности, которую, как утверждает Путин, он дал России после Ельцина. Пока дело касалось подавления политических противников, президенту удавалось продемонстрировать силу государства. Но когда нужно обеспечивать соблюдение законов, силы этого государства что-то не видно.
_________________________________________________________
Пули для банкира, которого нельзя было купить ("The Sunday Times", Великобритания)
Наглый вызов российской власти ("The Guardian", Великобритания)