Металлы, энергетика, авиация: при помощи слияний и приобретений Москва творит трех колоссов, чтобы подчинить себе рынки.
'Президент, Вы наш герой!' Такие слова не мог произнести ни европеец, ни американец. И действительно, человек, который поднялся в ходе пресс-конференции Владимира Путина во время саммита 'восьмерки' в Санкт-Петербурге, был африканцем. В Европе и США он считается ненадежным экономическим партнером и авторитарным лидером, однако на стороне российского президента - новые мировые величины, от Индии до Африки, включая сюда и Китай. Россия развивается, в то время как Европа, закоснев в устаревшем снобизме, не решается это признать. В ходе встречи с журналистами, имевшей место на прошлой неделе на путинской даче, Путин пожаловался на эту предвзятость, сказав: 'Мы хотим иметь с Евросоюзом равноправные отношения и отвергаем этикет сверхдержавы: сегодня России мешает негативное наследие СССР'.
Холодный российский сентябрь настал после лета великих успехов, прежде всего - возвращения долга Парижскому клубу с 14-летним опережением, позволившим сэкономить на процентах 12 миллиардов долларов. Спустя несколько дней после этого Standard&Poor's повысило рейтинг России до небывалого BBB+, поставив Россию наравне с Польшей и Венгрией. ВВП растет стремительно, со скоростью 6,2%, исследовательский центр фонда Emerging Portfolio Fund отметил, что Россия впервые привлекла больше финансовых инвестиций, нежели обычно притягивающие к себе средства Китай, Индия и Бразилия.
На внутреннем фронте Путин продолжает придерживаться стратегии консолидации крупных промышленных групп, считающихся стратегическими, - от энергетики до металлургии и аэронавтики, создавая, таким образом, тяжеловесов, выступающих и на международных рынках. Контрольные пакеты сохраняются в государственных руках, однако все остальное открыто для иностранных инвестиций. Эти действия преследуют двоякую цель: получить иностранные капиталы и ноу-хау и получить плацдармы за рубежом в обмен на допуск иностранцев в Россию. За последние месяцы подобных операций было проведено много.
Самый последний связанный с урегулированием процесс затрагивал главные российские алюминиевые компании, РУСАЛ и СУАЛ, занимающие, соответственно, третье и шестое место в мире. Об этой операции в размере 30 миллиардов долларов было объявлено спустя несколько дней после того, как РУСАЛ заявил о своей заинтересованности в приобретении итальянской компании Eurallumina. Главными героями этого слияния стали Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг, видные олигархи из президентского окружения. Компания остается под контролем частных лиц и в ближайшие годы начнет котироваться на бирже, однако большинство аналитиков согласны в том, что проект заранее получил поддержку Путина, а многие предполагают, что в будущем государство может стать одним из совладельцев.
Благодаря этой операции рождается первая в мире алюминиевая компания, которая превзойдет американскую Aluminum Company of America. Алюминиевая революция стала потрясением, но и в области стали происходят перемены: Роман Абрамович, хозяин Челси и губернатор Чукотки, продав год назад нефтяную компанию 'Сибнефть' 'Газпрому' за 13 миллиардов долларов, решил заняться сталью, купив за 3,1 миллиарда долларов 41% в компании 'Евраз'. Таким образом он получил место в совете директоров российского стального колосса.
Многие ожидают, что в стальном секторе будет происходить процесс консолидации, параллельный с аналогичным процессом в алюминиевом секторе, и это станет ответом на провал слияния между 'Северсталью' Александра Мордашова (которой принадлежит и итальянская компания Lucchini) с французской компанией 'Arcelor'. В интервью газете 'The Moscow Times' металлургический магнат Алишер Усманов предположил, что его компании 'Газметалл' и 'Металлоинвест' могут быть объединены с другой российской металлургической группой при участии иностранных партнеров. Он пояснил: 'то, что русские не могут стать партнерами глобальных игроков, - не более чем миф'. Этот процесс внутренней консолидации свидетельствует о стремлении к усилению мировых позиций в экономике и промышленности. А Европа все никак этого не заметит. 'Евросоюз продолжает ошибочно понимать намерения русских, но ему следовало бы преодолеть свои предрассудки и увидеть в России возможность, а не угрозу', - говорит Эммануэль Гу (Emmanuel Gout), советник ряда московских компаний и предприятий.
В авиационной промышленности тоже наблюдается бурление. В прошлом феврале было объявлено о создании государственной компании, United Aircraft Corporation (UAC), которая объединит всех российских производителей самолетов. Это очень важный ход, особенно ввиду недавнего российского налета на франко-немецкую территорию - приобретения 5% акций EADS, трансъевропейского производителя самолетов, спутников и военных систем, а также владельца Airbus. Источник, приближенный к участникам операции, утверждает, что эта сделка, осуществленная 'Внешторгбанком' - вторым по величине государственным банком в России - была заключена от лица UAC. В настоящий момент у русских нет права на участие в совете директоров, но эта сделка дает им доступ к европейским данным и европейскому ноу-хау в области аэронавтики, а также создает перспективы для дальнейшего сотрудничества. В прошлом декабре EADS инвестировала 65 миллиардов долларов в приобретение 10% авиазавода Сухой, одного из мировых лидеров в области производства истребителей, пожинающего контракты по всему миру, от Индии до Венесуэлы. Вхождение России в число партнеров может стать прелюдией к новым операциям. Национальный авиаперевозчик 'Аэрофлот' еще не объявил, кому будет отдан заказ объемом в 3 миллиарда долларов на производство 22 воздушных судов. До последнего времени у Airbus и Boeing были равные шансы, однако в результате этой операции может оказаться, что верх одержит Airbus.
Не только металлургия и авиация, но и энергетический сектор продолжает расширяться: за последние месяцы российские компании 'Газпром' и ЛУКОЙЛ заключили соглашение с главной нефтяной компанией Алжира 'Sonatrach' о разработке нефтяных и газовых месторождений в этой африканской стране, втором европейском поставщике газа после России. Это соглашение может открыть путь к созданию газовой ОПЕК - организации, в которой главную роль будет играть Москва. Молниеносный визит Путина в Афины привел к подписанию окончательной договоренности о создании российско-болгарско-греческого нефтепровода. После 14 лет дискуссий эти три страны, похоже, наконец договорились о создании трубопровода длиной в 280 километров, который будет нести сырую нефть из российского порта Новороссийск на Черном море в греческий город Александруполис через Болгарию. Новый проект позволил России одержать победу над Соединенными Штатами, которые усиленно поддерживали создание нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который, исключая из игры Москву, проходил бы по территории дружественных Грузии и Азербайджана.
За последний год Путин провернул весьма сложную операцию за границей: он встретился с лидерами многочисленных африканских и азиатских стран, укрепил свои отношения с председателем КНР Ху Цзиньтао. Последний визит был нанесен в Южную Африку. Путин прибыл в Преторию в сопровождении сотни наиболее влиятельных бизнесменов, от Вексельберга до Александра Нечипорука, главы 'Алросы', второго в мире производителя алмазов после южноафриканской De Beers, и Александра Абрамова, управляющего 'Евразом'. Все они имеют важные интересы в этой стране - от алмазов до ванадиевых и марганцовых рудников. Были заключены договора на миллиардные инвестиции. И это только начало.
***
Человек с золотыми яйцами
Родившийся на Украине Виктор Вексельберг учился в Москве на инженера. В 1990 году он приобрел бокситовые и алюминиевые месторождения, основав российско-американскую инвестиционную группу 'Ренова', а в 96 году - СУАЛ. Однако Вексельберг вкладывает средства и в энергетический сектор - он становится основателем ТНК, третьей в России нефтяной компании, а в 2003 году осуществляет ее слияние с российским филиалом 'British Petroleum'. Сегодня ему 49, и он обладает состоянием в 10 миллиардов долларов. В России он известен главным образом благодаря возвращению на родину девяти яиц Фаберже, принадлежавших последнему русскому царю: он купил их у семьи Форбс за 100 миллионов долларов.
Война, мир и много миллиардов
Олег Дерипаска, по образованию - физик-ядерщик, в начале девяностых участвовал в 'алюминиевых войнах' за контроль над уральским производством. Из этих войн он вышел победителем, заработав отвратительную репутацию. До прошлого года США даже отказывали ему в визе. Дерипаска решил подправить свой имидж, участвуя в образовательных программах престижнейших университетов. Будучи женатым на родственнице Бориса Ельцина, Дерипаска является верным членом круга приближенных к Кремлю. Это 38-летний алюминиевый царь; он находится на первых позициях списка богачей, обладая личным состоянием в 14 миллиардов долларов, уступая одному лишь Абрамовичу.
Enel и Eni заключили газовый тандем
Итальянский рынок открылся перед 'Газпромом', Eni получила согласие на разведку на российской территории и на развитие всех этапов производственной цепочки, от сбыта до экспорта. Предпосылки договоренности, которую Паоло Скарони и Алексей Миллер недавно решили заключить, предоставляют 'шестилапой собаке' (эмблема Eni - прим. пер.) беспрецедентные возможности на новом рынке, а российской стороне дает шанс на то, к чему она давно и страстно стремилась: обеспечить собственному продукту прямой и непосредственный доступ на итальянский рынок сбыта. Среди многих вопросов, которые 'шерпы' должны будут согласовать в течение ближайших месяцев, фигурирует и участие в распродаже с аукциона имущества ЮКОСа, бывшей российской нефтяной компании. Enel и Eni совсем недавно создали консорциум, который даст им возможность принять участие в аукционе. Своим российским партнером они избрали Григория Березкина, давнего союзника Enel в России; совместно с Березкиным итальянская компания управляет электростанцией в Санкт-Петербурге.
Командная игра двух итальянских энергетических компаний в России, построенная на их союзе, - новшество, приветствуемое, в том числе, и на правительственном уровне. Целью переговоров является 'Арктикгаз', владеющая богатым сибирским газовым месторождением, объем которого составляет 200 миллиардов кубометров. Тендер должен быть объявлен в 2007 году, и стартовая цена на аукционе составит 1,1 миллиарда долларов. 'Арктикгаз' решит задачи обеих итальянских компаний: Enel обеспечит себе горючее по низкой цене, которое сможет поставлять на российские электростанции, в грядущей либерализации которых Enel намерена принять участие. А Eni получит возможность полноправно участвовать в добыче.
___________________________________________________________
Россия прыгнула в банку с пауками ("The Times", Великобритания)
Слияние российских алюминиевых компаний нацелено на достижение мирового превосходства ("The Wall Street Journal", США)
"Русал" близок к сделке, которая превратит его в лидера алюминиевой индустрии ("The Wall Street Journal", США)
Действительно ли Кремль откажется от крупнейших иностранных инвестиций? ("The Economist", Великобритания)