Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Две церкви, две России

Одна является продуктом самодержавного централизма, другая - плодом творчества и предприимчивости народа

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Две древние и необычные церкви - храм Василия Блаженного в Москве и церковь в Кижах на русском Севере - пережили советскую эпоху. Но каждая из этих церквей несет в себе приглушенные признаки принадлежности к очень отличающимся друг от друга традициям: одна символизирует имперский централизм, другая - дух творчества и предприимчивости окраин. Оба храма вписаны в историю страны; конфликт между ними может определить будущую судьбу России

Сегодня россияне занимаются поисками чего-то уникального и самобытного. По мере того, как люди исцеляются от последствий основанной на атеизме политической системы, они вновь открывают для себя свои храмы.

Две древние и необычные церкви - храм Василия Блаженного в Москве и церковь в Кижах на русском Севере пережили советскую эпоху. Их фотографии неизменно появляются в брошюрах и книгах, демонстрируя самобытность русской культуры. На обеих - многоскатные крыши и купола-маковки, бывшие символом древней и средневековой Руси. Но каждая из церквей несет в себе приглушенные признаки принадлежности к очень отличающимся друг от друга традициям: одна символизирует имперский централизм, другая - дух творчества и предприимчивости окраин. Оба храма вписаны в историю страны; конфликт между ними может определить будущую судьбу России.

Храм Василия Блаженного в Москве

Возвышающийся над Красной площадью храм Василия Блаженного является вечным символом показного самовластия, а церковь в Кижах символизирует свободу духа и изобретательности жителей российских окраин. Авторитарный централизм усиливает свои позиции при президенте Путине. Но и ему нравятся Кижи, в связи с чем во время своего последнего визита в Нью-Йорк он взял с собой нового настоятеля этого храма.

Храм Василия Блаженного был построен в период между 1555 и 1561 годами, во время правления Ивана Грозного. Воздвигнут он был в честь покорения Казани и продвижения власти России в Азию. Храм остается ближайшим к Кремлю зданием в самом сердце Москвы, которая в те далекие времена считалась Третьим Римом. Собор получил свое название в народе в честь святого и блаженного ясновидящего; он полон религиозной претенциозности и апокалиптического символизма. Храм возвышается над Красной площадью, в прежние времена носившая название "Пожар". Его как бы закрученные яркие купола похожи на пламя гигантской свечи, зажженной перед "иконой" Кремля. Печально известный преемник Ивана Грозного Борис Годунов хотел построить 12 ворот, ведущих в Кремль - как предписано Книгой Откровений для Нового Иерусалима.

В храме Василия Блаженного искусно воплощены формы деревянных церквей древней российской провинции, но здесь они предстают в кирпиче и изразцах, представляя собой грозный оплот имперского величия. Асимметричные скаты храма поднимаются над восемью небольшими куполами и сходятся в центральной части. Здание это часто служило местом сбора религиозных процессий, а также трибуной во время проведения военных парадов.

В отличие от московского храма, церковь Преображения Господня в Кижах является образцом самобытного деревянного зодчества культуры русской окраины, которая во многом отличалась от имперской Москвы. Храм абсолютно симметричен и расположен на практически пустынном острове.

Церковь Преображения Господня в Кижах, на русском Севере

Хотя она была построена в 1714 году, то есть на полтора века позднее, чем храм Василия Блаженного, церковь в Кижах воплощает в себе более ранние русские идеалы, отличные от основанного на военной мощи самодержавия Ивана Грозного. Кижи располагались на северных границах Руси, которые были открыты и довольно слабо контролировались Новгородской республикой, связанной с Западом через Ганзейский союз. Храм был центральным местом сбора для жителей более чем ста маленьких поселений, разбросанных по островам, заливам и лесам - причем каждое с собственной церквушкой.

Церковь в Кижах была выстроена на возвышении, где раньше находилось святилище языческой богини солнца. На севере сам солнечный свет был едва ли не священным. Долгих зим боялись не только из-за холодов, но и из-за темноты. На иконах в честь первого явления Христа в образе Преображенного Спасителя Он показан в ореоле ослепительного солнечного света. А белый конь Георгия Победоносца, который присутствует на многочисленных иконах русского Севера, символизирует и языческую богиню солнца.

Религиозная терпимость всегда была присуща северной традиции двоеверия, или одновременной веры в древних языческих духов и нового христианского Бога. На древних петроглифах, или наскальных надписях в этих местах символы обеих вер часто соседствуют друг с другом. Местные крестьяне не знали крепостного права. Северный регион утратил значительную часть своих свобод и власти после того, как Москва разграбила и подчинила себе Новгород.

Жители Кижей и окрестностей построили современную церковь Преображения Господня в честь русской победы над шведами в войне за север. Она стала ярким выражением внутренней самобытной культуры все еще расширявшегося русского порубежья.

Кижи не только природное, но и архитектурное чудо света. 22 четко различимых купола церкви в своем сочетании создают единую многоскатную крышу, напоминающую гигантскую ель, из которой и заготавливали материал для строительства храма. Все в нем органично - храм сделан исключительно из дерева без единого гвоздя. Внутри он расписан темперными красками на яичной основе, которыми писались и деревянные иконы.

Кижи - это образец зодческой и экологической мысли. Несмотря на богато украшенную внешнюю часть, церковь не пропускает воду. Тысячи внешних деталей храма грубо вырублены топором, а такое дерево портится гораздо медленнее, чем пиленое. Больше ущерба зданию было нанесено современными попытками добавить в него металлические детали для укрепления конструкции, чем старением самого деревянного сруба.

Храм Василия Блаженного на Красной площади видело гораздо большее количество людей, чем церковь в Кижах на Онежском озере. Поэтому большинство смотрит на историю России как на историю самодержавия Москвы, а не как на историю самобытного творчества среди невзгод и страданий глубинки. Кижи - величайший памятник этой забытой традиции, которая сохранялась на всем протяжении 17-го и 18-го веков - этой эпохи расширения границ российского государства до Северного Ледовитого и Тихого океанов и до Аляски.

Никто не знает, кто был автором этих монументов. Но народное русское предание гласит, что зодчий, построивший храм Василия Блаженного, был либо ослеплен, либо утоплен, чтобы такое чудо не возникло в другом месте. В отличие от этой истории, про создателя церкви в Кижах говорят, что он просто бросил свой топор в озеро и продолжал мирно жить жизнью праведника в северных лесах.

В то время московская знать наблюдала с закрытого центрального крыльца храма Василия Блаженного, как врагов центральной власти волокли на Красную площадь и публично там четвертовали. А церковь в Кижах широко открыта навстречу небу. И люди собирались там, чтобы решать свои жизненные проблемы - на фоне прекрасного вида озер и лесов.

Значительная часть новой жизненной энергии России исходит от молодежи российских окраин. Они возлагают свои надежды на политическое и экономическое будущее страны - с их участием и с ответственностью власти перед народом - на то открытое общество, которое сумело создать Кижи, а не на тесные круги, жмущиеся к стенам Василия Блаженного.

Директор библиотеки Конгресса США Джеймс Биллингтон является автором книги "Россия в поисках самой себя" (Russia in Search of Itself)

_________________________________________________________

Кризис идентичности: Россия в поисках самой себя ("The Washington Post", США)