Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Когда 'русский людоед' хочет полакомиться нашим национальным достоянием

После двух десятилетий унижений на политической арене и промышленного упадка, Москва полна решимости взять реванш

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Еще недавно они тихой сапой переводили свои нажитые в ходе сомнительных приватизаций миллионы в швейцарские банки и покупали футбольные клубы и роскошные виллы на Лазурном берегу. Теперь же российские олигархи стоят во главе промышленных империй и финансовых гигантов, и, дабы послужить интересам Кремля, которые, впрочем, не разнятся с их собственными, они штурмуют крупнейшие компании Европы

Покупка 5 процентов акций европейского авиакосмического концерна EADS российским банком ВТБ произвела эффект разорвавшейся бомбы. Поднимаясь на борт материнской компании 'Аэробуса', Кремль надеется на помощь в возрождении своей авиакосмической промышленности. Российские власти также прицениваются к ведущим европейским промышленным и энергетическим компаниям. Путинские олигархи, стоящие во главе 'Газпрома', 'Русала' и 'Северстали', пытаются не упустить ни малейшей возможности.

Еще недавно они тихой сапой переводили свои нажитые в ходе сомнительных приватизаций миллионы в швейцарские банки и покупали футбольные клубы и роскошные виллы на Лазурном берегу. Теперь же российские олигархи стоят во главе промышленных империй и финансовых гигантов, и, дабы послужить интересам Кремля, которые, впрочем, не разнятся с их собственными, они штурмуют крупнейшие компании Европы. Взлет цен на сырье и энергоносители удесятерил финансовые возможности новых российских газовых, алюминиевых или стальных гигантов - 'Газпрома', 'Русала', 'Северстали' - и теперь они составляют конкуренцию международным промышленным компаниям. Не обремененные никакими комплексами, они по собственному почину вступают в игру по консолидации промышленности или энергетики, не обращая внимания на испуганные взгляды западных 'капиталистов'.

Алексей Мордашов, молодой сорокалетний российский олигарх, которому принадлежат 90 процентов металлургической компании 'Северсталь', стал авангардом наступления России, когда в конце мая предложил компании 'Arcelor' сделку по слиянию компаний, в результате которой он стал бы самым крупным акционером металлургической компании номер один в мире. По сообщениям российских СМИ, перед тем, как броситься на помощь 'Arcelor', жертве враждебного поглощения со стороны индийца Лакшми Миттала, Мордашов получил разрешение президента Путина. Сделка не состоялась, поскольку акционеры 'Arcelor', в конце концов, приняли предложение Миттала. . . Но последовавшая реакция Кремля ясно показала, насколько Москва рассчитывала, что ее олигархи понесут высоко реющее знамя Великой России в битвах на полях глобализации. Позже, Путин с сожалением отметил, что на Россию порою смотрят сквозь призму предрассудков прошлого и считают, что сильная Россия представляет собой угрозу.

После двух десятилетий унижений на политической арене и промышленного упадка, Москва полна решимости взять реванш и благосклонно относится к идее появления во всех ключевых секторах экономики подконтрольных России мировых промышленных гигантов. Закулисные переговоры по поводу создания нового мирового лидера в области производства алюминия посредством слияния 'Русала' и 'СУАЛа' являются ярким тому примером. Промышленная логика оправдывает создание этого нового гиганта, но рука Кремля в этой сделке также ясно просматривается. Олег Дерипаска, единоличный владелец 'Русала', также принадлежит к группе преданных Кремлю олигархов. Недавно 'Русал' объявил о покупке итальянской алюминиевой компании 'Eurallumina' и пригласил швейцарскую компанию 'Glencore' присоединиться к этому священному алюминиевому союзу. . .

Экспансия молодых российских промышленных гигантов на европейский континент вполне укладывается в рамки экономической логики. Но когда эти компании принадлежат российскому государству, это начинает порождать сомнения. Покупка украдкой на финансовых рынках 5 процентов гиганта авиакосмической промышленности EADS российским государственным банком 'Внешторгбанк' вызвала обеспокоенность правительств Европы. Нужно отметить, что Совет директоров EADS узнал об этом постфактум. Для сравнения, когда авиакосмическая европейская группа в 2005 году приобрела 10 процентов акций корпорации 'Иркут' (которая производит комплектующие для 'Airbus'), этому предшествовали долгие переговоры, так как русские совсем не горели желанием пустить иностранцев в святая святых российского военно-промышленного комплекса.

Сейчас 'Внешторгбанк' невинно представляет налет на EADS 'строго финансовой операцией'. Но у аналитиков не возникает и тени сомнения в том, что банк, который на 100 процентов принадлежит государству и управляется приближенными президента, вынашивает другие планы, которые ему были нашептаны Кремлем. Например, передать управление пакетом EADS недавно созданному Москвой новому авиакосмическому консорциуму ОАК. В этом консорциуме российскому государству будет принадлежать, по меньшей мере, 75 процентов акций. . .

В энергетической области опасения Европы сильнее во сто крат. 'Газпром', капитализация которого составляет 266 миллиардов долларов (третье место в мире), и который не испытывает недостатка в наличности, кажется, способен поглотить и не заметить любую европейскую энергетическую компанию, . . . начиная с будущей группы GDF-Suez, которая будет котироваться на бирже. Российский государственный гигант, который почти весь свой доход получает от экспортных поставок в Европу (четверть потребляемого ею газа идет из России), отвел Европе центральное место в своей стратегии. 'Газпром' хочет контролировать как можно больше газопроводов, транспортирующих его газ на Запад.

Попытки прибрать к рукам газотранспортные сети Украины и Беларуси частично явились причиной газового конфликта с Киевом, произошедшего в январе этого года. Рекордные тарифы на газ, который продается в Западную Европу по цене 300 долларов за кубометр, вскружили голову 'Газпрому', и тот изо всех сил пытается воспользоваться этой манной небесной и максимально усилить свое влияние, вплоть до диктата цен. Отсюда логически проистекает сближение 'Газпрома' с другим крупным поставщиком Европы - алжирской компанией 'Sonatrach'.

Это соглашение, обладающее всеми признаками газового картеля, не может не вызывать обеспокоенности Европы. В конце августа главы 'Gaz de France' и 'Suez' забили в набат в связи с образовавшимся тандемом 'Газпром- Sonatrach', и заявили о том, что это чревато 'серьезными последствиями для европейских потребителей'. И не безосновательно.

Зампред правления Александр Медведев, близкий друг Владимира Путина, не скрывает своих амбициозных планов. 'У меня не хватит пальцев на руке, чтобы пересчитать компании, которые интересуют 'Газпром'. Сложно найти компанию, которая нас не интересует', - заявил он, чем усилил страх перед 'русским людоедом'. Несколько дней назад тот же Медведев даже внес свою лепту в бурные дебаты по поводу будущего GDF и заявил, что 'Газпром' могут заинтересовать 'любые активы, которые 'Gaz de France' и 'Suez' выставят на продажу'. . .

Итальянская компания ENI уже подписала с 'Газпромом' соглашение о стратегическом партнерстве и тем самым открыла российской компании двери в газораспределительные сети Италии. В Великобритании российский газовый гигант положил глаз на 'Centrica', ведущую британскую газовую компанию, что вызвало волну возмущений по ту сторону Ла-Манша.

Оскорбленный в лучших чувствах, глава 'Газпрома' Алексей Миллер предупредил, что Россия может перенаправить экспортные потоки газа в сторону азиатского рынка. Безусловно, из-за неразвитой инфраструктуры, эту угрозу можно будет осуществить лет через десять. Но если Кремль может нанести удар, он не преминет это сделать. Спросите у Литвы и Латвии. Когда эти страны отказались продать российским нефтяникам нефтеперерабатывающий завод Mazeiku Nafta и нефтяной терминал Вентспилс, им сразу же перекрыли доступ к российской нефтяной манне, которая составляла почти сто процентов от их потребления. Новый царь, коим является Владимир Путин, умело пользуется кнутом, когда речь идет о защите интересов Великой России. . .

___________________________________________________________

Поднимается красная буря ("MSNBC", США)

Новые "новые русские" ("The Wall Street Journal", США)

Наступательная политика АО 'Россия' ("Le Monde", Франция)

Русские идут ("Kathimerini", Греция)

Русские скупают отели и заводы ("La Libre Belgique", Бельгия)