Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пиар по-кремлевски, или нечто большее?

Невозможно понять, действительно ли этот умный и красноречивый господин верит в то, о чем говорит, или мы имеем дело с талантливым актером и 'великим комбинатором'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пытаться понять, что на самом деле происходит в Кремле - все равно что очищать луковицу: вы снимаете слой за слоем, и твердо знаете только одно: рано или поздно из глаз побегут слезы. Российский политический процесс можно определить как 'демократию в отдельно взятом Кремле' - это практически непрозрачная беспощадная борьба, ставки в которой необычайно высоки как для самих участников, так и для тех, кто находится за пределами кремлевских стен

У меня до сих пор голова идет кругом после недели, проведенной в России в качестве участника Дискуссионного клуба 'Валдай' - одного из самых успешных пиаровских мероприятий Кремля. Ладно, согласен, слово 'успешное', наверно, стоит воспринимать с оговорками, ведь 'позитивный образ' и 'Россия' - сегодня понятия почти взаимоисключающие.

На случай, если кто-то в нашей разношерстной группе из четырех десятков иностранных ученых и журналистов сомневался, что с Россией следует считаться, нас отвезли в Западную Сибирь - в Ханты-Мансийск. Вот вам один прелюбопытный факт: в Ханты-Мансийском автономном округе, чье население составляет меньше полутора миллионов человек, добывается больше нефти, чем в США. Поняли, к чему я веду? За 2005 г. объем ВВП этого региона увеличился на 105% - в основном из-за роста нефтяных цен.

В Ханты-Мансийском округе находится и штаб-квартира 'Юганскнефтегаза', в прошлом главной жемчужины 'ЮКОСа', нефтяной империи Михаила Ходорковского, а сегодня - филиала контролируемого Кремлем 'флагмана нефтяной индустрии', государственной компании 'Роснефть'. 'Юганскнефтегаз' добывает около миллиона баррелей в сутки; нас свозили на экскурсию по гигантскому Приобскому месторождению, принадлежащему этой компании - оно одно дает порядка 400000 баррелей в день. Неудивительно, что 'Роснефть' более уверена в своих правах на этот филиал, чем г-н Ходорковский (если помните, он сейчас живет неподалеку - в Восточной Сибири), и планирует утроить капиталовложения в 'Юганскнефтегаз', чтобы в ближайшие годы увеличить добычу на 50%.

Когда мы вернулись в Москву, кремлевские политтехнологи решили окончательно расставить точки над i, чтобы даже туповатые, наивные и утомленные перелетом заморские гости усвоили, что им хотят сказать. 'Высокопоставленный кремлевский чиновник' растолковал нам, что вокруг кандидатур в преемники Путина уже развернулась борьба между силами добра (либералами вроде него) и зла ('силовиками' - ребятами со здоровенными пушками и толстенными досье), а идиотская политика США льет воду на мельницу 'темной стороны'. То, что этим летом из-за нас сорвалось соглашение о вступлении России в ВТО - 'огромная ошибка', которая сильно ослабляет полиции либералов. С завидной убежденностью и страстью наш собеседник заявил: 'Мы, молодые либералы, надеемся только на Путина!' В отличие от президента Буша, который также уходит с политической арены в 2008 г., на Путине лежит ответственность за 'подбор преемника'. Радует уже то, что он сказал об этом прямо, без болтовни о демократической процедуре и тому подобных мелочах.

Невозможно понять, действительно ли этот умный и красноречивый господин верит в то, о чем говорит, или мы имеем дело с талантливым актером и 'великим комбинатором'. Скорее всего, в нем есть и то и другое. Пытаться понять, что на самом деле происходит в Кремле - все равно что очищать луковицу: вы снимаете слой за слоем, и твердо знаете только одно: рано или поздно из глаз побегут слезы. Российский политический процесс можно определить как 'демократию в отдельно взятом Кремле' - это практически непрозрачная беспощадная борьба, ставки в которой необычайно высоки как для самих участников, так и для тех, кто находится за пределами кремлевских стен.

Другим важнейшим впечатлением, которое создается после встречи с нашим собеседником из Кремля, стал тот факт, что люди, находящиеся внутри его стен, ощущают себя словно в осажденной крепости. На простых россиян полагаться нельзя ни в коем случае, а иностранные партнеры постоянно мошенничают и 'обманывают' (это слово наш обаятельный визави употреблял, пожалуй, чаще всего). В результате я представил кремлевского босса кем-то вроде Волшебника Изумрудного города - те, кто стоит по другую сторону занавеса, относятся к нему со страхом и почтением, а сам он тем временем лихорадочно импровизирует, нажимая множество рычагов без твердой надежды, что это принесет желаемый результат.

Однако мы все же увидели Волшебника - он принял нас в своей внушительной загородной резиденции, некогда принадлежавшей одному из последних великих князей в династии Романовых. За роскошным обедом из пяти блюд г-н Путин три часа без единой запинки экспромтом отвечал на вопросы гостей. Казалось, он даже был слегка раздосадован тем, что участники встречи играют с ним 'в поддавки', задавая слишком легкие вопросы. Для г-на Путина, умеющего принимать вызов, такая 'драка подушками' выглядела пресновато. Кроме того, он, должно быть, человек весьма хладнокровный - не только в переносном, но и в прямом смысле слова: в столовой было жарко, но на его лице не было ни капельки пота, хотя все мы постоянно утирали лбы, а некоторые, вопреки требованиям протокола, даже сняли пиджаки.

Г-н Путин хотел донести до нас два основных тезиса. Первый нам хорошо знаком - это излюбленный политтехнологический ход Кремля. Требуя демократии в России, хорошенько подумайте, понравится ли вам результат. Российский народ настроен куда более антиамерикански по сравнению с президентской прагматической линией в отношении Вашингтона. Кроме того, не забудьте, что именно демократия вынесла на гребень такие антиамериканские силы, как 'Хезболла' в Ливане и ХАМАС в Палестине.

Второй его тезис, адресованный как нам, американцам, так и европейцам, можно сформулировать так: у России появились не только новые рычаги влияния, но и альтернативные варианты действий на тот случай, если мы с пренебрежением отнесемся к российским интересам. Из всех гостей Путин проявил наибольшее внимание к единственному представителю Китая, профессору Шанхайского университета, который любезно пригласил президента посетить его родной город. Путин не пожалел похвал для Шанхая, назвав его потрясающим воплощением прогресса, а китайско-российские отношения, по его мнению, развиваются лучше, чем когда-либо. Что же касается Шанхайской организации сотрудничества - новой структуры, объединяющей Россию, Китай и центрально-азиатские государства, которую некоторые алармисты воспринимают как 'анти-НАТО' - то Путин особо подчеркнул (он дважды произнес 'честное слово', чтобы мы не пропустили мимо ушей его слова, увлекшись 'Пино Гриджио'), что сам был искренне поражен быстрым развитием этой организации, которая оказалась весьма 'востребованной. . . после крушения биполярного мира'. Именно так: по мнению Путина, Россию и Китай толкает в объятия друг друга естественная 'сила притяжения'. Так что хватит третировать Россию, американцы и европейцы: Китай настойчиво стучится в нашу дверь с мешком, полным даров. Пиаровский ход, скажете вы? Поживем, увидим.

Эндрю Качинс - старший научный сотрудник вашингтонского Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace), руководитель программы Фонда по изучению России и Евразии

___________________________________________________

Эндрю Качинс: Владимир Удачливый ("The Heritage Foundation", США)

С Путиным глаза в глаза - но не заглядывая в душу ("The National Interest", США)

Правила поведения по-путински ("The Washington Post", США)

Российская демократия: режим ожидания ("New Statesman", Великобритания)