Вчера Россия столкнулась с отрицательной реакцией всего мира на ее угрозу приостановить работы на энергетическом проекте стоимостью 20 млрд. долларов (10,6 млрд. фунтов), оператором которой является Royal Dutch/Shell.
Первой возмущение выразила Япония. Синдзо Абэ (Shindzo Abe), генеральный секретарь кабинета министров и один из основных кандидатов в преемники нынешнего премьера, предупредил, что этот шаг повредит международным отношениям и поставит под угрозу иностранные инвестиции. Евросоюз также выразил обеспокоенность, а Великобритания заявила российским властям свой протест.
Но несмотря на протесты международного сообщества по поводу приостановленного экологического разрешения для возглавляемого Royal Dutch/Shell проекта Сахалин-2, с такой же угрозой столкнулся еще один крупный энергетический проект.
Российская прокуратура пригрозила приостановить действие лицензии англо-российской компании ТНК-ВР на разработку Ковыктинского газового месторождения в Восточной Сибири.
Источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что прокуратура Иркутска, столицы Восточной Сибири, потребовала, чтобы местный департамент природных ресурсов приостановил лицензию ТНК-ВР по экологическим соображениям и за неспособность компании выполнить необходимые условия.
Россия вчера заявила, что решение приостановить экологическое разрешение для Сахалина-2 не является политически мотивированным и вызвано исключительно обеспокоенностью состоянием окружающей среды.
Если это шаг будет одобрен российским агентством по промышленной безопасности, работы на огромном нефтегазовом месторождении будут приостановлены.
Олег Митволь, заместитель главы природоохранного агентства, обвинил операторов проекта в серьезных нарушениях природоохранного законодательства, включая загрязнение морских и речных вод на Сахалине. Он ожидает, что решение министерства природных ресурсов об отзыве разрешения будет одобрено вышестоящими властями в течение нескольких дней.
Представители министерства говорят, что возглавляемый Shell консорциум будет вынужден приостановить работы по второму этапу проекта, предусматривающему строительство крупнейшего в мире завода по сжижению природного газа и трубопроводов, которые соединят его с месторождениями на шельфе.
Приостановка разрешения многими считается шагом, направленным на обеспечение российскому правительству более высокой доли в проекте. Власти вчера это отрицали. Меры против Shell и ТНК-ВР стали приниматься как раз тогда, когда Кремль начал искать способы расширить свое влияние на энергетический сектор. Известно, что он хочет, чтобы значительную долю в Сахалине-2 получил "Газпром". Государственный газовый гигант также считается основным кандидатом на замещение частных российских компаний в проекте ТНК-ВР.
На эти события очень остро отреагировала Япония, ведь она очень рассчитывает на сахалинские углеводороды для укрепления своей энергетической безопасности и сокращения зависимости от Ближнего Востока. Японским компаниям Mitsui и Mitsubishi принадлежит 25% и 20% в проекте Сахалин-2; оставшейся долей владеет Shell.
____________________________________________________________
Кремль заглядывается на западные активы ("The Guardian", Великобритания)
Сахалинское бесстыдство ("The Financial Times", Великобритания)
Кремль начинает игру с высокими ставками ("The Guardian", Великобритания)
Угрозам Москвы нет конца ("The Wall Street Journal", США)