Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Западные нефтяники сильно рискуют, танцуя с русским медведем

Если уж вы решили выйти на танец с русским медведем, то уж будьте добры продолжать, даже если он вовсю наступает вам на ноги

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Громко хором распевая песню про 'бедного серенького китика', российское министерство природных ресурсов официально отозвало экологическое разрешение у оператора 20-миллиардного нефтегазового проекта Сахалин-2 на российском Дальнем Востоке, разработка которого ведется в основном компанией Royal Dutch Shell. Мысль о том, что серому киту в руках России будет лучше, чем в руках Shell, сама по себе весьма сомнительна, но какая, в сущности, разница. . .

Танцы с русским медведем опасны для Вашего финансового здоровья. Никто не знает это лучше, чем генеральный директор ВР лорд Браун Мэдингли (Lord Browne of Madingley). Одна такая встреча уже стоила ему целого состояния.

Здесь, кстати, можно было бы возразить, мол, ну и что, за одного битого двух небитых дают, но дело-то в том, что с тех пор Россия стала одним из самых крупных поставщиков нефти и газа на мировой рынок. Так что ВР просто не могла оттуда самоустраниться, и лорду Брауну пришлось снова согласиться танцевать с теми же самыми олигархами, которые обобрали его в первый раз.

Вторая часть брауновского балета под названием 'ТНК-ВР' пока что показывает гораздо более обнадеживающие результаты. Изначально вложенные 8,5 миллиарда долларов (4,5 миллиарда фунтов) ВР получила обратно в виде дивидендов и доходов от продажи активов всего за три года.

Однако ВР пока что владеет половиной этой компании, и если Кремль действительно так уж жестко настроен на то, чтобы избавиться от иностранцев и восстановить контроль над российским энергетическим потенциалом, то такие действия с его стороны могут пробить в отчетах ВР - как по запасам, так и по прибылям - огромную брешь. Один раз российские власти такое уже проделали с "ЮКОСом": переименовали его в 'Роснефть' и продали на лондонском и московском фондовых рынках. По словам кремлевских апологетов, тот случай был особым: основатель "ЮКОСа" Михаил Ходорковский не платил налогов и открыто пытался, подкупив Думу, создать в России государство в государстве.

К сожалению, события прошедшего месяца показывают, что дело "ЮКОСа" было далеко не таким единичным случаем, каким его пытались представить. Громко хором распевая песню про 'бедного серенького китика', российское министерство природных ресурсов официально отозвало экологическое разрешение у оператора 20-миллиардного нефтегазового проекта Сахалин-2 на российском Дальнем Востоке, разработка которого ведется в основном компанией Royal Dutch Shell. Мысль о том, что серому киту в руках России будет лучше, чем в руках Shell, сама по себе весьма сомнительна, но какая, в сущности, разница: все и так знают, что отзыв разрешения с экологическими вопросами ничего общего не имеет.

Зато он - как, собственно, и всегда или почти всегда - имеет много общего с вопросами денежными, а конкретнее - с условиями, на которых Shell и другие компании пришли на Сахалин в конце 90-х годов. Даже тогда, когда лапками вверх лежали и цены на нефть, и сама Россия, жаждавшая иностранных инвестиций и только что объявившая дефолт по долгам, сделка была похожа на большую распродажу. А сегодня условия соглашения о разделе продукции, на которых работает Shell, с российской точки зрения выглядят просто грабежом средь бела дня, и неважно, что у нас на Западе считается, что контракт есть контракт. Проблема с Россией как раз в том и состоит, что этих тонкостей капиталистической системы там еще не знают.

Сегодня переговоры разворачиваются в основном вокруг обмена активами, который Shell планировала с государственной российской газовой компанией 'Газпром'. В обмен на доли в других месторождениях 'Газпрома' Shell должна была отдать ему часть своих доходов от Сахалина-2.

Вчера 'Газпром' официально объявил о выходе из этих переговоров, но, судя по всему, если окажется, что Shell с пониманием отнесется к условиям, что на что ей предлагают менять, дверь для возвращения останется открытой - как возвращения 'Газпрома', так и разрешения на дальнейшую работу. В общем, достаточно хорошо видно, что - как автор этой колонки и предупреждал уже не один год - в коммерческих вопросах русским доверять нельзя.

Вот таков Дикий Восток капитализма, где, как бы Россия ни пыталась стать частью современного мира, до сих пор никем не понято, что закон надо уважать. Любой, кто хоть что-нибудь соображает в российской истории с ее традициями волюнтаристского и авторитарного управления, должен знать все опасности этой страны. Потенциальные выгоды здесь велики, но и риски запредельны.

Пока что никто не говорит, что Россия может попытаться урезать долю ВР в 'ТНК-ВР'. У лорда Брауна, похоже, почва под ногами гораздо более прочная: в 'ТНК-ВР' он вошел не на основе СРП, которое потом можно еще по-всякому толковать, а на основе прямых вложений в российскую компанию. В конце следующего года его партнеры смогут продать свои акции кому захотят, и, скорее всего, ВР и не подумает их выкупать, даже если в Кремле объявят, что это допустимый вариант. Лорд Браун полагает - и в этом он совершенно прав, - что если компанию будут считать находящейся под российским контролем, это станет лучшим способом защиты.

Поскольку государство всерьез принялось собирать под собственным контролем все стратегически важные активы, наиболее вероятна версия выкупа акций 'Газпромом'. Будет ли лорду Брауну спокойнее, если у него появится такой партнер? Скорее всего, да: судя по всему, за то, чтобы заниматься бизнесом в России, надо платить, и часть этой цены - необходимость постоянно сидеть под крылом государства.

Кроме того, при таких условиях у ВР появятся новые возможности в этой богатой ресурсами стране, связанные с разработкой новых совместных проектов с 'Газпромом'. Поэтому, скорее всего, ВР и поддержала открытое размещение акций 'Роснефти'. Любопытная, конечно, напрашивается параллель между подчеркнутым отсутствием Shell в списке покупателей акций 'Роснефти' и нынешними событиями, ну да ладно - если уж вы решили выйти на танец с русским медведем, то уж будьте добры продолжать, даже если он вовсю наступает вам на ноги.

Кстати, забавно, но, похоже, в России на ниве 'реальной политики' бизнеса ВР показывает гораздо более серьезные успехи, чем в Соединенных Штатах, где компания проявила целомудрие и воздержалась от политических пожертвований в чью-либо пользу. Что ж, этим она, может быть, и набрала себе очков в пионерлагере, который больше всех достоинств ценит этику и чистоту (если, конечно, в этот лагерь вообще принимают нефтяников), но это решение явно не снискало ей популярности на Капитолийском холме, когда ВР отчаянно нужна была поддержка тамошних обитателей - ведь там подобные подношения считаются чем-то само собой разумеющимся. И чем длиннее список американских проблем ВР, тем меньше друзей у нее остается по другую сторону Атлантики. Повторит ли лорд Браун эту ошибку на востоке? Сомневаюсь.

_____________________________________________________

Кремль заглядывается на западные активы ("The Guardian", Великобритания)

Сахалинское бесстыдство ("The Financial Times", Великобритания)

Кремль начинает игру с высокими ставками ("The Guardian", Великобритания)

Угрозам Москвы нет конца ("The Wall Street Journal", США)

Комментарий переводчика >>