Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Хватит извинений!

Нам действительно стоит объединиться для защиты свободы слова - Папа, несомненно, имеет полное право цитировать средневековые тексты

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
никакие слова Папы не могут сравниться с пропагандой злобы, экстремизма и ненависти, что ежедневно ведут по всей Европе и мусульманскому миру имамы-радикалы и фанатики-муллы, которую, кстати, Запад почти всегда оставляет без ответа. Так может быть пора реагировать? Почему, если, скажем, в Саудовской Аравии публикуются учебники, в которых добрым мусульманам-ваххабитам предписывается 'ненавидеть' христиан, евреев и даже мусульман, не разделяющих ваххабитские идеи, Ватикан, баптисты с американского Юга, главный раввин Британии и Совет по американо-исламским отношениям не осудят подобные вещи - в один голос?

Разъяренные палестинские боевики уже разгромили семь христианских церквей на Западном берегу Иордана и в секторе Газа - две их них уничтожены полностью. В Сомали бандиты застрелили пожилую монахиню-итальянку. Радикальные представители мусульманского духовенства от Катара до иранского Кума призывают верующих устроить 'день гнева' или 'начать охоту' на Папу Римского и его последователей. Политики исламских стран от Турции до Малайзии осуждают Папу и называют его извинения 'недостаточными'. И все из-за того, что Бенедикт XVI, выступая в университете Регенсбурга, процитировал слова византийского императора, жившего более 600 лет назад, о том, что мусульманская религия 'распространялась мечом'. Мы уже видели нечто подобное. Такую же волну протестов вызвала прошлой зимой публикация карикатур на пророка Мухаммеда в одной из датских газет. Тогда тоже приносились извинения - впрочем, слышать их от датского премьера было не так удивительно, как из уст Бенедикта. Ведь никто, наверно, не припомнит, чтобы любой Папа Римский, даже Иоанн Павел II, любивший общаться с прессой, когда-либо в столь недвусмысленных выражениях извинялся, например, за Инквизицию, осуждение Галилея и уж тем более за какие-то слова из выступления перед научной аудиторией в небольшом немецком городе.

Однако и реакция Запада на мусульманские 'дни гнева' соответствовала уже знакомому сценарию. Прошлой зимой часть западных газет вступилась за датских коллег - некоторые в знак солидарности даже перепечатали карикатуры, но многие, включая Ватикан, осудили датчан за оскорбление ислама. Сегодня некоторые ведущие деятели-католики защищают Папу, но другие, среди которых наверняка есть и датчане, сетуют, что его высказывания следовало сформулировать корректнее, а то и вовсе воздержаться от них. В этом нет ничего удивительного: западное общество по определению лишено монолитности. Левые журналисты не ощущают единения с коллегами, придерживающимися правых взглядов (или с правыми коллегами-католиками) и наоборот. Аналогичным образом, далеко не все христиане, и не все католики - даже не все католики-немцы - отождествляют себя с Папой, и уж тем более не готовы отстаивать целесообразность каждой цитаты, которую он пожелает включить в научный доклад.

К сожалению, фанатикам, поджигающим посольства и церкви, все эти нюансы безразличны. Кроме того, именно такие нюансы, возможно, мешают нам самим найти осмысленный ответ на волны гнева и насилия, направленного против Запада, которые периодически захлестывают те или иные регионы мусульманского мира. Ясно, что извинения и спорадические публичные дискуссии - должен ли был Папа сказать то, а датский премьер сделать это - в данном случае бессмысленны: радикальные клерикалы не удовлетворятся извинениями Запада, а их столь же радикальные последователи не читают западную прессу. Вместо этого западным политикам, писателям, мыслителям и журналистам пора прекратить извиняться - и начать объединяться.

Я не говорю о том, что все мы как один должны броситься защищать или анализировать конкретную папскую проповедь: оставим эту задачу специалистам по византийской теологии. Но нам действительно стоит объединиться для защиты свободы слова - Папа, несомненно, имеет полное право цитировать средневековые тексты - и печати. И уж тем более нам следует объединиться и в полный голос осудить неспровоцированные нападения на посольства, церкви и старушек-монахинь. Под словом 'мы' я в данном случае подразумеваю Белый дом, Ватикан, немецких 'зеленых', французский МИД, НАТО, Greenpeace, Le Monde и Fox News - то есть западные институты любого толка - правого, левого и центристского. Конечно, речь идет об очевидных принципах - 'мы за свободу слова и против неоправданного насилия', но после выступления Папы мне что-то не приходилось слышать единодушного хора голосов, звучащего в их защиту. Куда больше внимания уделяется рассуждениям о том, что понтифик хотел сказать, должен был сказать, или сказал бы, если бы у него были более толковые советники.

Но все это - разговор не по существу: никакие слова Папы не могут сравниться с пропагандой злобы, экстремизма и ненависти, что ежедневно ведут по всей Европе и мусульманскому миру имамы-радикалы и фанатики-муллы, которую, кстати, Запад почти всегда оставляет без ответа. Так может быть пора реагировать? Почему, если, скажем, в Саудовской Аравии публикуются учебники, в которых добрым мусульманам-ваххабитам предписывается 'ненавидеть' христиан, евреев и даже мусульман, не разделяющих ваххабитские идеи, Ватикан, баптисты с американского Юга, главный раввин Британии и Совет по американо-исламским отношениям (Council on American-Islamic Relations) не осудят подобные вещи - в один голос?

Возможно, это несбыточная мечта. Вряд ли мы в обозримом будущем услышим совместное заявление Белого дома и Greenpeace на любую тему. Но если неудачные высказывания западных лидеров - не говоря уже о западных фильмах, книгах, карикатурах, традициях и ценностях - регулярно вызывают вспышки насилия, призыв к тому, чтобы Запад перестал извиняться и хоть иногда объединялся ради самозащиты, на мой взгляд, не выглядит таким уж радикальным. Фанатики, нападающие сегодня на Папу, уже ограничили свободу слова в собственных рядах. И я не вижу причин, чтобы позволять им ограничивать и нашу свободу слова.

________________________________________________________

Проклятие умеренных ("The Washington Post", США)

Столкновение цивилизаций на берегах Босфора ("The Financial Times", Великобритания)

Возврат в средневековье ("The Guardian", Великобритания)