В начале этого года на Россию обрушился шквал критики в связи с тем, что государственная газовая компания 'Газпром' прекратила поставки на Украину. Пострадали и западноевропейские потребители, получавшие газ по трубопроводам, проходящим через территорию этой страны: в результате в Европе развернулась острая дискуссия о том, можно ли вообще считать Кремль надежным партнером в энергетической сфере. Четырехдневный конфликт закончился подписанием нового соглашения между Москвой и Киевом, но сегодня между ними, похоже, намечается новая размолвка. Если дело дойдет до конфликта, то на сей раз Украине придется отвечать за последствия не меньше, чем России.
Соглашение от 4 января означало не только закрепление прав 'Газпрома' на транзит через территорию Украины и отход компании от советской системы поставок газа по льготным ценам. Оно принесло самой Украине два важных преимущества. Во-первых, у страны появился гарантированный источник доходов за счет платежей за транзит и возможность закупать большие объемы газа по ценам ниже рыночных. Во-вторых, и это не менее важно, оно стало свидетельством того, что на Украине к иностранным инвесторам будут относиться по справедливости, и это не может не способствовать притоку зарубежных капиталов в страну, а значит - и экономическому росту.
Однако поведение Украины в последние месяцы заставляет многих экспертов по энергетическим проблемам опасаться, что она аннулирует соглашение, провоцируя тем самым новое противостояние с Россией этой зимой. Представители 'Газпрома' утверждают, что украинская компания 'Нафтогаз' в нарушение условий соглашения производит несанкционированный отбор газа. Пока что реакция российской стороны на происходящее была довольно спокойной. Но если до начала зимы разногласия не будут урегулированы, а Россия займет более твердую позицию, дело может закончиться сокращением поставок газа в Европу.
Между Киевом и 'Газпромом' уже идут дискуссии на высоком уровне по этим вопросам. Хотя подробности о состоявшейся 13 сентября встрече украинского министра топлива и энергетики Юрия Бойко с главой 'Газпрома' Алексеем Миллером не сообщались, представители концерна утверждают, что стороны стремятся 'наладить долгосрочное взаимодействие, основанное на принципах рыночной экономики и стратегического партнерства'.
Сомнения вызывает и состояние украинской газовой инфраструктуры. Проблемы, возникшие недавно с подземными газохранилищами страны, порождают серьезные вопросы относительно их физической изношенности. Если там произойдет крупный технический сбой, а тем более масштабная утечка газа, это поставит под угрозу поставки в Европу и сократит запасы 'голубого топлива' для потребления на самой Украине.
В соглашении четко оговариваются права и обязанности обеих сторон, в том числе и обязательства Украины в качестве транзитной страны, а также общая цель - обеспечить бесперебойность поставок газа в Европу. Кстати, одним из позитивных элементов соглашения является разграничение обязательств 'Газпрома' перед европейскими потребителями, и его поставок самой Украине. Это должно послужить для Европы и Украины гарантией, что их соответствующие интересы будут соблюдаться. Расценки за транзит, зафиксированные в соглашении, установлены на пять лет, и 'Нафтогаз' не имеет права менять их до истечения этого срока.
Россия по сути субсидировала страны бывшего СССР, снабжая их энергоносителями по тарифам, составлявшим четверть от рыночной цены. Однако эти страны, включая Украину, не могут обладать 'иммунитетом' от общемировой тенденции повышения цен на газ. Несмотря на январский конфликт, 'Газпром' в целом стремится обеспечить переход на рыночные расценки, не прерывая при этом поставок.
Хотя соглашение и предусматривает более высокие расценки за газ, соблюдая его, Украина только выигрывает. Повышение цен будет способствовать более эффективному потреблению этого сырья и стимулировать инвестиции в энергосберегающие технологии, что повысит конкурентоспособность страны на международной арене. Как по экономическим, так и по экологическим причинам с поощрением неэффективного и расточительного использования газа, характерного для советских времен, следует покончить. В результате Украина сможет приблизиться к европейским стандартам потребления энергоносителей. Кроме того, для вступления во Всемирную торговую организацию Украине придется среди прочего снизить субсидии на это топливо.
Итак, Украине предстоит ответить на вопрос, желает ли она превратиться в уверенное, устремленное в будущее государство, благожелательно относящееся к иностранным инвесторам и идущее по пути ускоренного экономического роста? Или она предпочитает оставаться расколотой страной, тоскующей по прошлому и опасающейся заглянуть в лицо будущему. Как это ни парадоксально, только избавившись от навязчивой идеи о российской угрозе и поднявшись над прошлыми обидами, эта страна сможет создать наилучшие условия для сближения с Западом. Впрочем, выбор остается за самой Украиной.
Г-н Вахид - глава вашингтонской фирмы RJI Capital Corporation. Г-н Маркуа - старший вице-президент RJI Capital, в прошлом - первый помощник заместителя министра энергетики США по политическим вопросам и международным связям.