Для России энергетические ресурсы становятся эффективным многоцелевым стратегическим оружием. С этим оружием в руках Кремль стремится к восстановлению позиции мировой державы.
Основой экономических успехов современной России являются миллиардные доходы топливно-энергетического сектора. Пора взглянуть правде в глаза. Россия шаг за шагом приближается к цели, которой является возвращение к имперской политике в мировом масштабе. Аналитики геополитических процессов предостерегают, что 'российский паук расставляет глобальную энергетическую сеть'. Уже давно пользуется признанием тезис о том, что современные власти имеют не иерархическую, а именно сетевую структуру - несомненно, Кремль первым отметил, что властная сеть может быть создана не международной корпорацией или финансовой группой, а могущественным государством. Государством, которое вопреки истории белых и красных властителей способно пользоваться механизмами свободного рынка и иметь при этом колоссальные прибыли. Это концепция и творение президента России Владимира Путина, чья дипломная работа была посвящена методам стратегического использования нефти и газа.
'Газпром' хочет вытеснить ОПЕК?
Аналитики обращают внимание на то, что в настоящее время Россия является крупнейшим экспортером нефти в Средней Азии, на Ближнем Востоке и в Южной Америке, опережая в этих регионах Саудовскую Аравию. Российский газ обеспечивает 25 процентов рынка Западной Европы и более 60 процентов - бывших советских республик и стран Центрально-Восточной Европы. Российское господство значительно усилится после сдачи в эксплуатацию северного газопровода, который самые влиятельные круги в Западной Европе считают выгодной энергетической инвестицией.
Главную роль в этой энергетическом наступлении играет 'Газпром'. В настоящее время рыночная стоимость этого концерна оценивается почти в 225 млрд. долларов. И она растет с каждым месяцем - не потому, что акции российского гиганта пользуются на мировых биржах повышенным спросом, а потому, что 'Газпром' - это российская нефть и российский газ. Пять лет непрерывно продолжается полоса рыночных успехов. В 2001 г. прибыль 'Газпрома' составила 440 млн. долларов, в 2005 г. - более 7,5 млрд., а обороты оцениваются в 42 млрд. долларов. Аналитики топливного рынка утверждают, что к 2015 г. капитализация российского гиганта превысит триллион долларов. Эти цифры ставят 'Газпром' на одно из первых мест в мире.
Творение Путина
Этот успех принадлежит не только Алексею Миллеру, председателю правления 'Газпрома'. Фигурой номер 1 является Путин. Именно он строит мощь новой российской империи на 'Газпроме', как Петр I строил ее на Петербурге. В отличие от красного Кремля, современный Кремль ставит не на ядерные боеголовки и гонку в области электроники - для Путина самым эффективным оружием являются энергоресурсы. Поэтому 'Газпромом' руководят его люди. Председателем совета директоров является многолетний соратник президента (они знакомы еще по Петербургу) Дмитрий Медведев, занимающий, помимо того, пост первого вице-премьера. На третьем месте - председатель правления 'Газпрома' Миллер. Весной этого года в Амстердаме на конференции крупнейших газовых и нефтяных фирм мира и инвесторов обеих отраслей Миллер произнес свою речь не по-английски, а по-русски. Наблюдатели отмечают, что это не просто спесь. Взойдя на трибуну, шеф 'Газпрома' холодно произнес по-английски одно предложение: 'Я буду говорить по-английски'. Люди большого бизнеса чуть с ног не сбились в поисках наушников, чтобы услышать перевод.
ОАО 'Газпром' находится в собственности Кремля с 2005 г., когда правительство России заплатило акционерам более 7 млрд. долларов за дополнительные 10,7 процентов акций, что дало ему контрольный пакет. Произошло великое возвращение государства в экономику. С соблюдением всех правил свободного рынка. Кроме одного - конкуренции, потому что в России 'Газпром' становится монополистом и благодаря политике государства стремится к монополии на мировых рынках.
Глобальная энергетическая сеть
Приобретение государством большинства акций 'Газпрома' произошло на фоне опасных явлений в России - ограничения гражданских свобод в понимании западной демократии, ликвидации частных СМИ, заключения под стражу политических противников. Правда, Путин ликвидировал номенклатурно-мафиозную олигархию, но нужно помнить, что она лишь мешала в строительстве новой империи.
У. Джозеф Строуп (W. Joseph Stroup), американский аналитик геополитических процессов, предостерегает, что овладение Россией глобальным топливным рынком - это не только зависимость от прямых поставок нефти и газа из страны, для которой перекрыть кран - исключительно простое решение. Это также косвенная зависимость, поскольку российские фирмы выстраивают глобальную энергетическую сеть путем инвестиций и создания общей транзитной и перерабатывающей инфраструктуры. Кроме того, это похоже на постепенное вытеснение ОПЕК.
Так сложилось, что среди стран, обладающих богатыми запасами нефти и газа, очень немного демократических государств - лишь США, Канада, Норвегия и Мексика. Правда, доселе в 'недемократических' государствах эксплуатацией и переработкой нефти и газа занимались крупные международные корпорации, но сегодня все чаще контроль над этими отраслями переходит в руки авторитарных или тоталитарных политических режимов. По примеру России и вдохновленные ею, эти государства копируют модель 'Газпрома'. Они пользуются не только услугами российских советников, но и капитальными инвестициями. Возникают крупные совместные предприятия, заключающие международные контракты, особенно, с Китаем, Индией, Ираном. Стремление к вытеснению США с этих рынков становится очевидным. Совершенно независимо от США и Европейского Союза появляется сеть международных договоров и контрактов, имеющих стратегическое значение для растущих азиатских держав. Целью является установление новой системы на мировом рынке энергии под диктовку России, не только в ущерб западным демократическим ценностям, но и чреватое еще более серьезными угрозами. Первые пробы Россия уже провела - в отношении Украины и, в меньшем масштабе, в отношении ряда других стран. После того, как 'Газпром' приостановил поставки газа на Украину, вице-президент США Ричард Чейни заявил: 'Когда нефть и газ становятся оружием давления и шантажа - это нехорошо для легального бизнеса'.