Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Свободный рынок: все на продажу - и правда тоже

С 1989 г. венграм постоянно лгали - вот грязная тайна посткоммунистической эпохи

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уже после утечки политтехнологи Дюрчаня попытались сделать хорошую мину при плохой игре, заявляя: признавшись, что он лгал избирателям, премьер доказал свою честность. В общем - 'Верьте мне, я же вам врал'. Оппозиция также дискредитирована. Демонстранты, собравшиеся у здания парламента, встречали оппозиционных депутатов насмешками. В этом смысле Дюрчань не погрешил против истины, заметив: 'Ложь - преступление всей венгерской политической элиты'. Впрочем, это относится к элите всех посткоммунистических государств - от Болгарии до Эстонии

В дни юбилеев история любит преподносить нам сюрпризы. В 1989 г. торжества по случаю двухсотлетия Французской революции затмили новые потрясения. А сегодня, в пятидесятую годовщину Венгерского восстания, вызвавшего 'сейсмические толчки' по всему коммунистическому блоку, события, которые премьер-министр Венгрии назвал самой серьезной вспышкой насилия за последние полвека, вдребезги разбили самодовольный миф о стабильности и достижениях посткоммунистичечской эпохи.

Вспомним лозунг антикоммунистов в 1989 г.: 'Хватит лгать!' Что ж, теперь эти слова рикошетом ударили по ним самим. В 1956 г. утечка информации о содержании 'секретного доклада' Хрущева на 20 съезде КПСС, в котором он раскрыл правду о сталинском режиме, спровоцировала кризис в странах коммунистического блока - его апогеем стало венгерское восстание. В прошедшее воскресенье роль детонатора сыграла утечка в прессу откровенных высказываний венгерского премьера на закрытом заседании Социалистической партии в мае этого года: 'Последние полтора года мы лгали. Мы врали круглые сутки, днем и ночью'.

Снимки, сделанные 50 лет назад у здания будапештского радио, и сегодняшние, перед телецентром, трудно отличить друг от друга. Тогда студенты и националисты раздирали в клочья флаг коммунистической Венгрии. Теперь они сорвали еээсовский флаг. И тогда и сейчас защитники режима осуждали 'выходки хулиганов и фашистов', но оба раза взрыв произошел, когда раскрылась ложь, которой пичкала людей власть.

В апреле 'посткоммунистической' Соцпартии Ференца Дюрчаня (Ferenc Gyurcsany) удалось преодолеть охвативший избирателей цинизм и выиграть выборы. Премьер говорил всем то, что они хотели слышать: венграм обещал процветание, а ЕС и МВФ - выполнить их требования о жесткой финансовой политике. За закрытыми дверями Дюрчань признал, что разворот политического курса на 180 градусов планировался уже давно: 'Мы делали все, что было можно, втайне. . . чтобы то, к чему мы готовились, не всплыло на поверхность в последние недели предвыборной кампании'.

Уже после утечки политтехнологи Дюрчаня попытались сделать хорошую мину при плохой игре, заявляя: признавшись, что он лгал избирателям, премьер доказал свою честность. В общем - 'Верьте мне, я же вам врал'. Оппозиция также дискредитирована. Демонстранты, собравшиеся у здания парламента, встречали оппозиционных депутатов насмешками. В этом смысле Дюрчань не погрешил против истины, заметив: 'Ложь - преступление всей венгерской политической элиты'. Впрочем, это относится к элите всех посткоммунистических государств - от Болгарии до Эстонии.

В этих странах избирателям постоянно лгали, начиная с 1989 г. - в этом и состоит грязная тайна посткоммунистической эпохи. На всем пространстве к востоку от 'железного занавеса' простым людям неоднократно обещали: поддержите реформаторов, и у вас будет благосостояние и социальная защита не хуже, чем в Европе. Но уже на следующий день после выборов им с той же регулярностью говорили: теперь необходимо затянуть пояса. Политики 'новой Европы', оказавшись в тисках макроэкономической политики, продиктованной из Вашингтона и Брюсселя, просто не могли предложить гражданам другого выбора.

С переходом от коммунизма к капитализму политическая риторика, особенно в Венгрии, осталась почти без изменений. 45 лет назад, когда Дюрчань только появился на свет, лидер компартии Янош Кадар (Janos Kadar) готовился к осуществлению первого цикла реформ, призванных ускорить экономическое развитие Венгрии. С тех пор они превратились в непрерывный процесс. Польский диссидент Адам Михник (Adam Michnik) в свое время шутил: 'Все коммунисты - реформаторы'. Но то же самое можно сказать и обо всех 'посткоммунистах'. Проблема в том, что прекрасная эпоха процветания для всех так и остается за горизонтом.

Биография Дюрчаня - классический пример успеха в посткоммунистическую эпоху. Типичный молодой 'посткоммунист' хорошо понял: чтобы добиться процветания в бизнесе в условиях 'свободного рынка' без связей во властных структурах не обойтись. Начнется приватизация государственных социалистических предприятий - тогда и пригодится конфиденциальная информация о том, какие 'лакомые кусочки' можно отхватить за бесценок на 'ликвидационной распродаже' коммунистического имущества. И ничего в этом зазорного нет. Игра-то идет без правил.

Если до 1989 г. существовал лишь один 'верный путь к коммунизму', то и сегодня - несмотря на все разговоры о 'трудном выборе' - любые альтернативы находятся под запретом. Ни архитекторы 'вашингтонского соглашения', ни ЕС не потерпят 'отклонений от линии партии'. Образовавшийся у Венгрии бюджетный дефицит в объеме 10% от ВВП стал результатом макроэкономической политики, подавляющей развитие производства, которая привела к увеличению и без того громадной внешней задолженности страны и дефициту торгового баланса. Все усилия были брошены на укрепление национальной валюты, чтобы обеспечить соответствие критериям вступления в зону евро, а немногочисленные экспортные отрасли венгерской промышленности тем временем чахли на корню. При этом провозглашенное Дюрчанем урезание социальных расходов опустошит и без того тощие кошельки венгров - средняя зарплата в стране составляет порядка 400 фунтов в месяц.

После 1989 г. лидеры диссидентского движения и переметнувшиеся в их лагерь коммунисты неплохо нажились на строительстве 'рыночной экономики', заняв ее командные высоты. Однако простых людей массовая безработица и сокращение расходов на здравоохранение и соцобеспечение ввергло в нищету. Те, кто были детьми в 1980-х - последнее поколение, рожденное при коммунизме - сегодня 'голосуют ногами': они в массовом порядке уезжают на Запад, осуществляя на практике мечты своих отцов.

Венгерское восстание 1956 г. стало симптомом общей болезни, охватившей 'страны победившего социализма'. Сегодняшние события в Будапеште следует воспринимать как свидетельство кризиса догматической модели 'свободного рынка'. При всей риторике о том, что демократия и свобода предпринимательства идут рука об руку, на деле любые пути, кроме одного, перед избирателями закрыты. Трагедия заключается в том, что беды, которые принесла людям догматическая рыночная модель, дискредитируют саму идею демократии. Да что там демократия, устоит ли сам капитализм, если обманутые им люди взбунтуются?

Марк Алмонд - преподаватель истории из Ориэл-колледжа (Оксфордский университет)

Комментарии читателей:

garsidepotter, 20 сентября 2006 г. - 07:26

Чего-то такого и следовало ожидать от доктора Алмонда. Он сидит в уютном оксфордском кабинете, тоскует по утраченному 'коммунистическому раю' (в котором ему самому, естественно, жить не приходилось) и пишет статьи о том, что президент Беларуси Лукашенко по сути ничем не отличается от шведских социал-демократов, а жизнь в тех посткоммунистических странах, что не провели рыночных реформ, отличается большей социальной защищенностью, чем в тех, что поступили иначе. Он утверждает, что перемены, произошедшие после 1989 г., были навязаны людям внешними силами, хотя на самом деле многие политики в посткоммунистических странах активно выступали за подобные реформы, и основывали на этом свои предвыборные программы, которые получали поддержку, или отвергались электоратом. Затем он проводит нелепейшую параллель между восстанием 1956 г. и тем, что происходит в Венгрии сейчас. Доктор Алмонд, нынешние акции протеста вызваны совершенно конкретным событием. Изображать их как свидетельство банкротства всей политико-экономической системы может только примитивно мыслящий историк и никуда не годный публицист.

PapaKarl, 20 сентября 2006 г. - 09:40

Похоже, тут есть закономерность. Почти все посткоммунистические государства, которые на Западе приводили в пример, на деле оказались рассадниками коррупции с дышащей на ладан экономикой. А вот Россия и Беларусь, которые выгнали, прочь вороватых западных подголосков (Ельцина), либо вообще не дали им дорваться до власти, переживают экономический рост, а во главе этих стран стоят весьма популярные лидеры.

На Украине до 'оранжевого' путча, когда премьером был Янукович, тоже был экономический рост - какой резкий контраст с тем периодом, когда Ющенко возглавлял Центробанк при Кучме, или его нынешним катастрофическим провалом на посту главы государства.

Саакашвили в Грузии тоже создал лишь неаппетитное 'варево' из коррупции, деспотизма и экономического спада, а теперь пытается отвлечь внимание от внутренних проблем, бряцая оружием перед лицом России.

Поляки поставили у руля двух скользких и жестоких фигляров-популистов - наверно для того, чтобы они еще глубже завели страну в политическое и экономическое болото. Но клоунам Качиньским (Kaczynski) и этого мало: они ни за что не упустят случая устроить у себя тайную тюрьму ЦРУ, отправить молодых поляков погибать ради американских авантюр, и растолкать всех локтями, чтобы именно в их стране США оборудовали новые базы и стартовые позиции ракет. Идиоты из 'Солидарности' - этого детища ЦРУ - которые вышли на улицы, досадуя, что 'государство дало нам слишком хорошее образование, чтобы потом заставлять работать на верфи' (цитирую по фильму Вайды 'Человек из железа'), теперь, надо думать, довольны: верфь, которая давала людям работу, сегодня закрыта.

Пока организованные Западом 'цветные революции' рушатся, как карточный домик, а пиарщики глобального капитализма лгут и изворачиваются, Россия спокойно и терпеливо наматывает на руку веревку. Какую веревку? Да ту, о которой говорил Ленин: 'Капиталисты сами продадут нам веревку, на которой мы их повесим'.

______________________________________________________

Сочинения Марка Алмонда на ИноСМИ

'Воля народа' - мировой брэнд, которым распоряжается Америка ("The Guardian", Великобритания)

Не так странно, как кажется ("The Guardian", Великобритания)

Россия отступает ("The Guardian", Великобритания)

http://www.inosmi.ru/translation/215152.html Размышления о событиях на Украине: Глас народа? Или глас Сороса? ("New Statesman", Великобритания)