Размахивая книгой Ноама Чомского 'Гегемония или выживание: Стремление Америки к мировому господству'* во время вчерашнего 15-минутного выступления в ООН, президент Венесуэлы Уго Чавес (Hugo Chavez) подтвердил свою репутацию главного раздражителя Соединенных Штатов.
Выступая на ежегодной встрече мировых лидеров в Нью-Йорке, президент Чавес заявил, что он еще чувствует 'запах серы', оставленный 'дьяволом' Джорджем Бушем, который был в этом зале 24 часами ранее.
Чавес то горячо призывал к тому, чтобы сделать мир более справедливым, то обрушивался с проклятьями на США. Так, он заявил, что президент Буш считает себя героем вестерна, в котором стреляют с бедра: 'Это империализм, фашизм, смертоубийство, геноцид, империя'.
Чавес отметил, что американские власти не пустили в США его личного врача и главу службы безопасности. Затем он произнес фразу, которая навсегда войдет в историю ООН как один из самых колоритных примеров критики, прозвучавшей в адрес президента США на его собственной территории: 'Это очередное злоупотребление властью, совершенное дьяволом. Здесь пахнет серой, но Бог с нами, и я обнимаю вас всех'.
После этого он обвинил США в применении двойных стандартов в отношении терроризма. 'США спланировали, профинансировали и привели в движение государственный переворот в Венесуэле и продолжают поддерживать попытки переворота в Венесуэле и других странах. . . Я обвиняю американское правительство в защите террористов и полном цинизме'.
Выступая с той же трибуны, с которой 12 часов назад другой смертельный враг Вашингтона, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад обвинял США в гегемонии и лицемерии, Чавес вызвал своей колоритной речью раздражение чиновников американской администрации. Посол США при ООН Джон Болтон (John Bolton) позже заявил, что это было 'оскорбительно' и представляло собой 'несерьезный подход к международным вопросам'.
В Центральном парке Чавес может открыто выражать свои взгляды, добавил он. 'Жаль, что президент Чавес не дает народу Венесуэлы такой же свободы слова и прессы. Таков мой комментарий к его выступлению'.
Делегаты и мировые лидеры с большим интересом восприняли выступление Чавеса и, когда тот вошел в зал, мощные аплодисменты продолжались так долго, что председателю пришлось прервать их.
Ход заседания ассамблеи оживил и другой южноамериканский лидер, президент Боливии Эво Моралес (Evo Morales). Президент Моралес показал собравшимся лист коки, продемонстрировав тем самым свое неприятие войны с наркотиками в его стране, инициированной США.
Маленький бледно-зеленый листок пополнил коллекцию артефактов, демонстрировавшихся с трибуны Генеральной Ассамблеи - от ботинка Никиты Хрущева до винтовки и оливковой ветви Ясира Арафата.
Моралес, первый индеец, ставший президентом Боливии, заявил: 'Нам не нужны угрозы и шантаж' и подчеркнул, что 'есть еще одна историческая несправедливость: криминализация коки, листка коки'.
Администрация Буша обвинила боливийское правительство в неспособности сдержать рост производства кокаина в стране.
*Noam Chomsky: Hegemony or Survival: America's Quest for Global Dominance