Брюссельские приключения, нанеся удар по внешнеполитическому курсу Украины и полномочиям президента Ющенко, тем не менее, не произвели впечатления на русских визави премьера Януковича во время его последнего визита в Москву.
По крайней мере, это следует из публичной части переговоров и обоюдных заявлений Януковича и Фрадкова. И из молчания Путина - также.
Хотя, наверное, если бы хоть малейшие сдвиги в вопросе цены на газ состоялись - премьер не стал бы этого скрывать, особенно от таких политических партнеров, как "Наша Украина". Так как это был бы реальный аргумент, зачем ей вступать в широкую коалицию вопреки нарушениям Универсала.
А так. . .
А так исключительно за антикризисной коалицией до сих пор остается вопрос "ценообразования" относительно импортного газа.
И, судя по очередному заявлению господина Кушнарева относительно неизменности курса ПР на русский язык как второй государственный, языковой вопрос также котируется на газовом рынке.
Практически это означает, что, наверное, уже на следующей пленарной неделе антикризисная коалиция внесет на рассмотрение ВР законопроект об официальном статусе языков, чтобы предоставить его прежде всего языку русскому.
Это - такой палиатив "второму государственному", который нужно "застолбить" немедленно, поскольку даже сохранение цены газа на уровне 95 долларов за тысячу кубов до конца этого года до сих пор висит в воздухе.
Второй или, на самом деле, первый "ценообразующий" относительно газа вопрос, каким коалиция может попробовать расплатиться с Россией, это все еще НАТО.
Для этого в коалиции есть законопроект об особенностях вступления в военные и военно-политические блоки, в котором сказано, что соответствующий референдум предваряет все остальные процедуры участия в коллективной безопасности.
Оба законопроекта не сложно одобрить антикризисной коалиции, хотя, в случае вето президента, для его преодоления понадобятся голоса БЮТа.
Еще одно требование Москвы правительству Януковича будет выполнить формально проще, надо лишь по возможности дольше тормозить представление к ВР законопроектов про ВТО, только бы вдруг не повредить интересам России. Впрочем, процедурно проекты можно и подать, а уже сама антикризисная коалиция их и завалит.
Результат один и тот же, но хоть какое-то оправдание перед ЕС, где так тепло встретили нового премьера и где хотели бы открыть зону свободной торговли для его партнеров по партии, но лишь после вступления в СОТ. . .
Казалось бы, довольно. Но, как сказал господин Фрадков, еще даже не начинали торговаться по поводу газотранспортного консорциума.
Итак на даный момент можем только догадываться, рассматриваются ли правительством Януковича язык, НАТО и ВТО, а вообще - почти весь Универсал национального единства, как компенсаторы ГТК в цене газа для Украины. Или это только часть "себестоимости" решения Кремля, и со временем она, "себестоимость", будет продолжать расти, в том числе и за счет вопроса о трубе.
Вместе с тем, нельзя не порадоваться за правительство Януковича, которое намного лучше, чем это делали его оранжевые предшественники, демонстрирует миру (если тот еще интересуется) настоящие "рыночные" методы формирования Россией цен на свои энергоресурсы. А также "гарантирования" энергетической безопасности внеблоковой безъядерной Украине.
Хотя, вместе с тем, нельзя не посочувствовать тому же правительству, что роль "кроткого теленка", который, конечно, двух маток сосет, ему почему-то не удается. Хотя господин первый вице-премьер Азаров не так давно очень агитировал за эту роль.
То ли ЕС и Россия уже не могут в коренастой фигуре господина Януковича рассмотреть "теленка", а только его старшего "брата". То ли сам господин Янукович не способен на "кроткость". . .
Тем не менее, поражение, вернее, отсутствие успехов на внешнеэкономической арене совсем не лишили Януковича и его правительство своей спеси и даже некоторых побед внутри страны. Нет-нет, это не о контрассигнациях. . .
Антикризисная коалиция вдруг нашла якобы неожиданного соучастника в другом газовом вопросе, - относительно тарифов для населения.
340 голосов, которыми ВР преодолела вето президента на закон об установлении с 1 января 2006 года моратория на повышение коммунальных тарифов и других услуг населению, включают в себя голоса не только ПР, СПУ и КПУ, но и БЮТа. . .
На первый взгляд, удивление может вызвать то, каким это образом за поддержку моратория относительно тарифов проголосовала коалиция, чей проект бюджета на 2007 год построен именно на их повышении.
Или, по крайней мере, если социалисты и коммунисты сделали вид, что их левая рука не знает, что делает правая, то зачем это Партии регионов? Кроме абсолютно сейчас для них неуместного махрового популизма?
Но на самом деле все совсем наоборот. Нужно испытывать удивление участием в этом голосовании фракции БЮТ, которая сразу после него провозгласила себя объединенной оппозицией и "серебрянной пулей" против "оборотней" у власти.
Фокус с восстановлением моратория на тарифы растолковал спикер Мороз. Ставя на голосование предложение преодолеть вето президента, он уточнил, что мораторий начнет действовать лишь с момента обнародования соответствующего закона. Собственно, так оно и по законодательству.
То есть, на самом деле, этим решением ВР уже повышенные тарифы совсем даже не отменяет, а лишь консервирует. Только следующее запланированное повышение со стороны НКРЭ может не состояться. Да и дата - 1 января 2006 года - несколько непонятна и требует очередного вето президента или толкования КС. . .
Участие в этом шоу со стороны БЮТа, причем, участие молчаливое, тогда как перед этим было израсходовано много слов на бессодержательный спор с Морозом по поводу недоказанного его подкупа, оставляет большой вопрос относительно оппозиционности этой силы.
Хотя и этому есть довольно простое объяснение.
Обнародованный на сайте "Версий" отрывок отчета следственной комиссии по вопросам газового рынка под руководством социалиста Деркача свидетельствует, что эта комиссия уже зафиксировала методическую неправомерность установления коммунальных тарифов на 2006 год. Этим выполнили и работу другой следственной комиссии, инициированной БЮТ, но несколько "опозоренной" коалицией.
Затем, в ближайшее время парламент может пересмотреть надобность в создании комиссии под председательством госпожи Александровской, тем более, что нарушения во время голосования за нее - подтверждены.
Но одновременно с этой комиссией исчезнет и пункт про выяснение роли премьера Тимошенко в списании долгов ?ЕСУ из бюджета еще 2005 года.
Цена этого вопроса для БЮТа - сохранение тарифов для населения, которое оппозиция как будто старалась отменить.
Взаимозачет? И в частности с Морозом - относительно вопроса о подкупе, путем "пожеванной" пленки господина Ляшко?
Кстати, о социалистах. Если комиссия под руководством Деркача установила нарушение в формировании цены на газ, добытый в Украине, то почему же, соответственно, сформированные тарифы не отменяются специальным законом, а, наоборот закрепляются псевдомораторием при участии фракции СПУ?
Может, именно здесь, а не на "пленках" надо искать доказательства коррупции?
Как и в создании какой-то специальной "рабочей группы" по доработке проекта бюджета на условиях СПУ - в то время, как проект этот передан просто в Бюджетный комитет.
Зачем социалистам нерегламентная "рабочая группа", тогда как сам спикер Мороз во время бюджетных маневров СПУ отметил, что сейчас, по условиям новой Конституции, Кабмин и парламент, соответственно, и Бюджетный комитет - это одно целое?
А таки да, одно целое - одна Партия регионов. Именно поэтому и рабочая группа для социалистов, так как там, говорят, будет другая пропорция представительства. А без такой специальной пропорции, которая отличается от пропорций в Бюджетном комитете, мол, ПР осуществляет "диктат".
Нет, это - не коррупция, это такая коалиция. Где "золотую акцию" можно реализовать лишь в теневой способ. И не безвозмездно. Так как сначала ПР согласилась на "рабочую группу" по бюджетным вопросам для СПУ, а потом СПУ поддержала сохранение повышенных тарифов.
Но вообще процесс еще не завершен.
Между прочим, комиссия Деркача стала на сторону госпожи Тимошенко, а не Азарова, в вопросе относительно полного обеспечения потребностей украинского населения газом, добытым в Украине. Так что вопрос о том, почему и как "домешивается" сюда дорогой импортный газ, остается предметом дополнительных "исследований", то есть торгов.
И это торги, в том числе, с президентом Ющенко. Поскольку именно ему предстоит поставить последнюю точку как в вопросе о моратории на местные тарифы, так и в вопросе, стоит ли уже необратимое подорожание русского газа для украинских олигархов-экспортеров еще и языка, безопасности и т.п. . .
Конечно, роль "кроткого теленка" для господина президента не трудна. Но где он возьмет таких же кротких "маток", кроме плательщиков коммунальных услуг, всяческих тарифов и налогов?
Ирина Погорелова, "Политические хроники", специально для УП