Вчера у западных нефтяных компаний появился очередной повод задуматься об особенностях российского инвестиционного климата: правительство смягчило свою позицию по отношению к Shell, однако открыло новый фронт борьбы с BP.
Министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил, что по поводу экологических проблем, возникших на 'Сахалине-2', 20-миллиардном проекте Shell, будет проведена комплексная проверка, однако подчеркнул, что лицензию на разработку самого проекта у компании никто не отбирает - по крайней мере пока.
- Вопрос об отзыве лицензии в зависимости от результата проверки не ставится. Проверка установит только то, соблюдает ли оператор природоохранное законодательство, - заявил он.
Представители министерства сообщили корреспонденту Guardian, что никакой угрозы немедленной остановки проекта нет, хотя и оговорились, что, если проверка придет к отрицательному заключению, от Shell потребуют устранения нанесенного природе ущерба, что может стоить компании миллионы фунтов.
Однако в тот же день произошло и другое событие. В генеральную прокуратуру был вызван Валерий Пак, глава компании Rusia Petroleum, принадлежащей 'ТНК-ВР' и работающей на крупном Ковыткинском (так в тексте - прим. перев.) газовом месторождении в Сибири. Прокуратура высказала сильнейшую озабоченность воздействием деятельности компании на окружающую среду.
- Пак был предупрежден, что если нарушения законодательства не будут устранены в отведенное для этого время, прокуратура подаст ходатайство в ведомства, занимающиеся использованием природных ресурсов, на прекращение прав компании Rusia Petroleum на эксплуатацию Ковыткинского месторождения, - говорится в заявлении прокуратуры.
В 'ТНК-ВР' подчеркнули, что все необходимые разрешения у компании есть, в результаты всех экологических проверок удовлетворительны.
- Даже и не знаю, что думать, - сказал генеральный директор 'ТНК-ВР' Боб Дадли (Bob Dudley).
Одно упомянутое нами дело можно рассматривать просто как зеркальное отражение другого: в обоих случаях в деле фигурируют крупные активы стратегического значения; в обоих случаях западные компании получают предложения о продаже определенной доли государственному концерну 'Газпром'.
Многие аналитики, как внутри страны, так и за рубежом, посчитали, что скандал с сахалинским проектом понадобился государству, чтобы попытаться еще укрепить свой контроль над сосредоточенными на российской территории энергоресурсами. В тот самый момент, когда Shell получила предупреждения от министерства природных ресурсов о возможном отзыве экологических заключений на ее работу, 'Газпром' вел с компанией переговоры о приобретении 25-процентной доли в 'Сахалине-2'. В министерстве подчеркивают, что эти два события никак между собой не связаны и указывают, что сомнения по поводу безопасности деятельности Shell для природы Сахалина у них были давно.
Свою обеспокоенность по поду происходящего выразили Великобритания, Европейский Союз и Япония. Кроме того, Кремль и раньше получал от Запада предупреждения относительно использования энергетики как политического оружия.
Однако свои вопросы к проекту есть и у международных организаций 'зеленых'. В частности, 'Друзья Земли' (Friends of the Earth) пытались оказать давление на руководство Европейского банка реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development), с тем чтобы заставить его отказаться от финансирования проекта. Вчера свой доклад о ситуации на Сахалине опубликовала организация Bankwatch. В нем утверждается, что из-за проекта на острове повысился уровень преступности и обострились другие социальные проблемы.
______________________________________________________
Россия протягивает Shell оливковую ветвь ("The Independent", Великобритания)