Кремль рискует быть отрешенным от власти. С 2015 года подлинный центр Москвы уже не будет располагаться вокруг древней царской резиденции, превращенной в штаб-квартиру советской власти: он сместится в сторону набережной на юго-востоке столицы. Там возникнет квартал небоскребов - Москва-Сити (в духе постмодернистских и интернациональных лингвистических тенденций). Колоссальный проект предполагает создание финансово-экономического (и отчасти жилого) центра на площади 2,5 миллиона квадратных метров, с 30 тысячами машиномест, тремя станциями метро, офисами, ресторанами и гостиницами на десятки или даже сотни тысяч номеров. И все это делается не только ради бизнеса. При Владимире Путине Москва вновь превращается в одну из важнейших мировых столиц. А Москва-Сити станет для нынешнего российского президента венцом его деятельности, урбанистическим памятником его стремлению превратить страну, вышедшую побежденной из холодной войны из-за своей неспособности угнаться за современностью, в современное государство, с которым необходимо считаться, и которое диктует законы всему земному шару. Новая Москва будет воздвигнута, чтобы помочь Путину остаться в истории достойным соперником царя Петра Великого, построившего Санкт-Петербург и распахнувшего Россию навстречу остальному миру.
Масштабы нынешней урбанистической революции достойны этих амбиций. 'По строительной деятельности и занятости архитекторов Москва уступает одному только Шанхаю', - говорит Карл Шлегель (Karl Schloegel), специалист по истории российской архитектуры. Столичные улицы превратились в стройку под открытым небом: футуристические небоскребы для офисов и роскошных апартаментов, торговые центры, подземные парковки, новые станции метрополитена. При Путине советское самоощущение потихоньку исчезает: монумент, отмечавший то место, где фашисты споткнулись в своем наступлении на Москву, был поглощен рядами постмодернистских домов, предназначенных для новой буржуазии, готовой платить по 4 тысячи долларов за квадратный метр, а также парковкой 'IKEA'.
Для того чтобы создать Москва-Сити, требовался архитектор, уже создававший новые символы, с которыми могли бы отождествлять себя ведущие мировые столицы. Именно поэтому ключевой фигурой в путинском футуристическом проекте стал Норманн Фостер. Англичанин стал автором стеклянного купола берлинского Рейхстага и башни компании 'Swiss Re' в Лондоне. Пока что Фостер - первый из иностранных архитекторов - удостоился ретроспективы в Пушкинском музее, институции весьма консервативной, патриотически-настроенной и прислушивающейся к власти. Башня в Москва-Сити, которую спроектировал Фостер, призвана стать для российской столицы новым ориентиром, знаком четкого самоощущения, не менее важным, чем башни и красные стены Кремля. Это 600-метровое здание (самое высокое в Европе) будет видно со всех концов города. Его пирамидальная форма отсылает к извечным имперским традициям. Фостеровская пирамида будет выстроена из стали и стекла, с тремя корпусами, собранными вокруг стройного центрального ядра. Поверхность покроют расположенными веером проводами, которые должны обеспечить башне устойчивость и защитить ее от ветра. Как всегда в авангардной архитектуре, этот проект предусматривает продвинутые экологические решения: в нем принимаются все меры, чтобы уменьшить потребности в энергии. На последнем этаже планируется открыть бар с захватывающим дух видом.
Недалеко от творения Фостера строятся башни Федерации. Эти две башни, между которыми высится шпиль, спроектированы немцами Швегером и Чобаном (Schweger & Tchoban) из бюро 'Nps Tchoban Voss'. Башни высотой 354 и 242 метра и стоимостью в 390 миллионов евро должны быть совершены в 2008 году. На вид здание напоминает сандвич: два объема в форме рассеченных цилиндров, смахивающих на паруса из стали и стекла, будут объединены узкой центральной башней. У этой башни, в свою очередь, предполагается металлический шпиль высотой 440 метров. В нескольких шагах от этих поразительных строений вырастет 'Капитал-Сити': две башни, сконструированных по типу подзорной трубы, из нескольких четырехгранных модулей возрастающего объема, созданных бюро NBBJ и названых в честь российских столиц. В башне 'Москва' будет 73 этажа, в башне 'Санкт-Петербург' - 62. Сходными по силуэту и высоте будут здания, спроектированные голландцем Эриком Ван Эгераатом. Завершение работ запланировано на 2008 год (хотя данный момент строительство приостановлено). Творения Ван Эгераата будут представлять собой два скрученных объема; каждый этаж должен отличаться от остальных; различаться будут и облицовочные материалы - от камня внизу до стекла наверху; все это призвано подчеркнуть легкость конструкции. Неподалеку, на берегу Москвы-реки, вознесутся три конических купола.
Значит ли это, что движущей силой строительной и урбанистической деятельности, перекраивающей Москву, являются имперские мечты Путина? Не факт. Некоторые видят в этом романтические отзвуки. 'Проект Москва-Сити, - говорит Шлегель, - напоминает атмосферу, царившую в новообразованном Советском Союзе в двадцатые годы, когда архитекторы, художники, творческие люди изо всех сил экспериментировали с новыми формами, принимавшими гигантские размеры'. 'Конкурс на Москва-Сити, - продолжает он, - привлек множество великих архитекторов со всего мира: такого не случалось в 1933 года, когда в конкурсе на проект Дворца Советов принимали участие Гропиус и Ле Корбюзье'. Итак, Москва вновь открывается навстречу миру.
И действительно, в этом году 'Арх Москва', архитектурная выставка, устраиваемая в российской столице ежегодно в июне, представила собрание иностранных проектов высочайшего уровня - от Фостера до Захи Хадид. В таком прекрасном обществе не мог не появиться и Рэм Колхаас. Невероятно модный голландский архитектор занят реконструкцией квартала на севере столицы, где сотни 'хрущевок' (так в тексте - krusciovka, прим. пер.), пятиэтажных домов, построенных из низкокачественных материалов в эпоху Хрущева (в начале шестидесятых) будут снесены, чтобы освободить место для парков и небоскребов. Не обошлось и без Филиппа Старка, создавшего интерьер ресторана Bon, с лейтмотивом в виде долларов, пистолетов, автоматов Калашникова, со стеклянными витринами, набитыми скелетами и чучелами животных, с занавешенной тюлем террасой.
Этот ресторан превратился в излюбленное место новых русских. Для которых в рамках великой урбанистической революции строятся новые эксклюзивные кварталы. Одно из таких мест - Рублево-Архангельское, нечто вроде городской утопии площадью в 2,7 миллиона квадратных метров; к 2017 году здесь возникнет 'идеальный город' для 30 тысяч миллионеров, которые будут тут жить. Вдохновитель всей затеи - Сулейман Керимов, занимающий 72-е место в списке самых богатых людей планеты, опубликованном в журнале 'Форбс'. Керимов - главный акционер в нефтяной компании 'Нафта-Москва' и депутат Думы. В Италии он получил известность, проявив интерес к футбольной команде 'Рома'. Рай проектируют архитекторы из британского бюро 'John Thompson & Partners'. 'Это будет новаторский комплекс, - объясняют они, - весь дух которого будет напоминать о дореволюционном периоде и о городах старой Европы'. Там будет замок, высящийся над домами, и центр с квартирами, офисами, спортзалами, кинотеатрами и частными школами, окруженный виллами с видом на Москву-реку. Начало работ: конец 2006 года. Сходный, но еще более авангардный проект планируется осуществить в Барвихе - городке в 10 километрах от Москвы, где роскошные бутики встраиваются в минималистические бетонные кубы, облицованные досками. Асфальт там обогревается, чтобы зимой не образовывался лед. В Барвихе итальянец Антонио Читтерио (Antonio Citterio) спроектировал пятизвездочный отель. Но строительством и проектированием занимаются не только иностранцы: места хватает и на замечательных новых российских архитекторов: Александр Бродский, Евгений Асс, Николай Лызлов, бюро 'Меганом' и бюро ABD проектируют здания высочайшего уровня, о которых пишут в журналах всего мира.
Но не все радуются этим радикальным преобразованиям в столице. Мало кому нравится памятник Петру Великому - 60-метровая статуя, видная от Кремля, воздвигнутая Зурабом Церетели, грузинским художником, находящимся в дружеским отношениях с мэром Юрием Лужковым. Некоторые саркастически прохаживаются относительно стиля 'постмодернистский ампир'. Интеллигенции не нравится дом 'Патриарх' на Патриарших прудах, где, как представлял себе Михаил Булгаков, прогуливался Сатана, явившийся с визитом в Москву. Это 12-этажный дом канареечно-желтого цвета, на вершине которого сооружена спиральная башня, напоминающая о знаменитом татлинском проекте памятника Третьему Интернационалу. Спорную реакцию вызывает и 'Триумф-Палас' - 54-этажный небоскреб, построенный в 2003 году в неоготическом стиле, призванном напоминать о неоготических башнях, прозванных 'семью сестрами Сталина'.
Споры вызывает и использование новой архитектуры. 'Московские небоскребы наполовину необитаемы; это финансовые операции в большей степени, чем дома, где можно жить и работать; там отсутствует инфраструктура', - негодуют многие архитектурные историки и критики. 'У городской администрации отсутствует глобальная стратегия', - уточнят Алексей Муратов, главный редактор престижного архитектурного журнала 'Проект Россия'.
Последним крупным проектом путинской Москвы стало восстановление заброшенных индустриальных районов - невероятно обаятельных заброшенных построек 30-х годов. Наиболее амбициозный проект - реставрация Винзавода, бывшей винной фабрики, а также обустройства бывшего газгольдера в окрестностях метро Курская. Оба здания будут готовы к концу года и превратятся в центры притяжения современного искусства. Туда собираются переехать крупные художественные галереи - от галереи 'Айдан' до галереи Марата Гельмана, и окружающий район должен превратиться в московский эквивалент нью-йоркского Вильямсбурга. И это тоже - знак возвращения столично-имперского духа.