За день до президентских выборов миловидные девушки вручили мне в Старом городе буклет, зазывавший посетить экспозицию Музея средневековых орудий пыток.
Спросите: "А при чем тут выборы?". Капитальный двухтомный трактат, написанный в начале XIХ века каноником Хуаном-Антонио Льоренте, "Критическая история испанской инквизиции" - полная описаний пыток, изобилующая "делами" о вероотступниках и допросами вольнодумцев, была напечатана в Советском Союзе в. . . 1936 году. Символично!
Конечно, это всего лишь реминисценция. . .
"Оба хужее"
"Дядя Джо" произнес эти слова в ответ на вопрос "Кто хуже: Троцкий или Бухарин?". Вспомнил об этом сразу после избрания президентом Эстонской Республики Тоомаса Хендрика Ильвеса, одолевшего Арнольда Рюйтеля.
Не описать злобно-траурное чувство сторонников последнего и злорадное ликование поклонников первого. Нет конца полуторавековой виртуальной гражданской войне эстонского общества.
Начало ей положили в XIX веке два выдающихся просветителя и символа пробуждения национального самосознания Янсен и Якобсон. Тогда первый видел будущее в союзе с Германией, второй - с Россией. Теперь наши правые решили отдаться США, вторые - России (во всяком случае, в этом обвиняют Сависаара).
Правда, 15 лет назад появилась еще и "третья Эстония", или неэстонская ее часть, которая 22 сентября, когда ожидались массовые манифестации на Тынисмяги, чуть не стала общим врагом для презирающих друг друга элит страны.
Так кто из кандидатов в президенты был для неэстонцев предпочтительнее? Ильвес - атлантист, ставленник США и НАТО. Он откровенно игнорировал, будучи министром иностранных дел, Россию и сегодня считает, что не стоит иметь с ней дело. Оригинальная позиция (не правда ли?), когда страны Евросоюза, та же поплатившаяся за это Венгрия, стремятся к сотрудничеству с Россией. Но у нового президента есть объяснение: мол, мы - маленькие, а сильный слабого не разумеет.
Но откуда же тогда такая пылкая любовь к мировому жандарму - США, стремление войти в пятерку стран по уровню благополучия и стать генератором идей в ЕС, а также извечная гигантомания и национальная спесь, в которых погрязли элита и даже народ? Не карлики мы вовсе!
Уже не секрет, что в русском вопросе американцы станут настаивать на "закручивании гаек". В общественно-политической сфере нас просто прижмут к ногтю. Должны призадуматься и наши русские миллионеры-транзитчики: Ильвес осудил энергозависимость Эстонии от России.
Рюйтель был нужен только до весны, чтобы смог поручить Сависаару как лидеру победившей на парламентских выборах партии сформировать правительство.
Но опыт общения центристов с местными русскими показывает, что разница с правыми партиями только в том, что центристы чуть гуманнее в вопросах свободы нашего здесь существования, да и политика их наиболее социальна. Увы, и у центристов моноэтнизм - "священная корова".
Образно говоря, с Рюйтелем нам было бы вечно терпимо больно, а при Ильвесе нам, возможно, сделают так больно, что мы уже не станем терпеть. Или с неэстонцами начнут заигрывать?
Эстонский выбор
То, что будет избран именно Ильвес, наверное, опасался сам Сависаар, который еще утром 23 сентября самоуверенно уверял всех в своей победе. Впрочем, лидер центристов, как и часто в прошлом, мог мистически верить в чудо - в торжество приоритета национальной независимости в умах и сердцах выборщиков и народа.
Однако деньги давно уже стали и в Эстонии доминантой общественного сознания. Не учитывать это - наивность, тем более недопустимая для такого выдающегося политика, как Сависаар. Практически Ильвеса сделали президентом СМИ и стоящие за ними атлантисты мира. Эдакий мультивариант "оранжевой революции". Перед ее угрозой он спасовал.
Потерял очки лидер центристов и за попытки сотрудничества с Россией и местными русскими (крах Вельмана с приручением "Ночного дозора").
К сожалению, неблагодарный наш обыватель и прозападная элита не хотят видеть в желании наладить диалог с русскими очевидного национального интереса Эстонии. К тому же, нет у Сависаара большой любви к России. Просто он как прагматик отчаянно пытается сохранить хотя бы абрис самостоятельности нашего государства, стремится, пусть формально, но считаться с "ограниченным контингентом" русских колонистов, а также смягчить угрозы (как правило, мнимые), исходящие от противостояния с Россией.
Двойной стандарт в "русском вопросе" хорошо просматривается в отношении центристов к памятнику на Тынисмяги. По сути, они ведь тоже за перенос памятника. В преамбуле манифеста Круглого стола при контролируемом центристами столичном горсобрании записано, что недопустимо использовать в политике перенос памятника. Заметьте: не сам памятник, а его перенос, который рассматривается уже как неизбежность!
Возможно, это была рассчитанная на правых хитрость в канун президентских выборов, но чрезмерное заигрывание со своими оппонентами справа - не раз наказывало Сависаара.
Вспомним изумлявшую однопартийцев самонадеянность Сависаара в отношении реформистов, когда он после предпоследних местных выборов в столице поделил поровну между ними власть, при том, что реформисты получили в два раза меньше мест в горсобрании. Одновременно были напрочь забыты интересы русских. В итоге Сависаара в октябре 2004 года предали и т.н. русские политики, и бывшие в доле вечно сытые и всегда при власти реформисты.
При такой игре, в которой, надо отдать должное Сависаару, он наряду с крупными неудачами одерживал блистательные победы, центристы, будучи сильнее всех партий, после введения эстонской кроны еще никогда не диктовали своих условий ни в Рийгикогу, ни в доме Стенбока.
Итог? Правой элите в неуемном стремлении устранить "угрозу" (читай: здравомыслие Сависаара) удалось протащить в президенты ярого атлантиста в национальном костюме. Но та же элита рано или поздно осознает, что Эстония добровольно признала себя доминионом США, то есть ее самоуправляемой колонией. И предназначенье Эстонии теперь одно - щекотать Россию на северном фланге полукольца "Балтика - Каспий" и быть военным плацдармом Запада против России.
А потому сдается, что политического Олимпа Сависаару уже не видать. Потому что противостоять один на один со своими он смог бы, но дяде Сэму - ни-ни. А роль Уго Чавеса не для прибалтов.
Впрочем, возможны глобальные катаклизмы. Есть шансы и в том случае, если Сависаар перестанет использовать местных русских как материал для удовлетворения своих политических амбиций и увидит в них равноправного союзника, который, также как и здравомыслящие, не зашоренные национальной ограниченностью эстонцы, обеспокоены судьбой демократии и нашей страны.
То есть, если будет поддержано искреннее стремление неэстонцев не только жить по-европейски, но и быть европейцами.
Русский размер
То, что просависааровское население безропотно "проглотило" итоги выборов, которые прошли под аккомпанемент и по сценарию правых, показывает, насколько для людей сегодня предпочтительнее не свобода, справедливость и законность, а культ потребительства, личное благополучие и эгоизм.
Сегодня мы стали жертвами вульгарного вещизма в той же степени, что в советское время - тотальной идеологизации. Видать, пока маятник не успокоится, не придется рассчитывать на гражданскую активность людей даже, когда надо постоять за свои честь и достоинство.
Сказанное особенно относится и к местным русским. Потребительством они заражены в куда большей степени, чем эстонцы, которые всегда были больше обывателями, чем гражданами, и у которых сегодня другая беда - они болеют новой идеологизацией общества, это радикальный и сверхограниченный национализм, корни которого произрастают из сверхнесправедливой для эстонцев Истории.
А потому местные русские стали, в силу тотальной русофобии, признания их чужими в нашем обществе и все более откровенной ассимиляционной политики, терять свою национальную идентичность. Вкупе с потребительством да и потребностью выжить, все это ведет к разрушению личности и потере ощущения национальной общности. Быть русским (иметь русскую фамилию и имя) частенько "небезопасно" даже при трудоустройстве, особенно при карьерном росте. Нас превращают в чингизайтматовских манкуртов. Американцы хотят видеть в нас в будущем турецких мамлюков - плененных турками иноземцев, которых с детства приучали забывать свое происхождение и беспрекословно воевать с кем угодно по первому приказу. Конечно, это гиперболичное видение, не небеспочвенное.
Так есть сегодня у русских шансы постоять за себя? Думаю, их почти нет, а политические, так и вовсе нулевые. И вот почему.
Тупиковость ситуации в том, что местных русских, интернациональных по сути, хотят заставить принять ограниченное миропредставление моноэтнического общества. Это близко тому, как в прошлом народы насильно обращались в чуждую им веру.
Спасти ситуацию могла бы европейски мыслящая элита страны. Но элита наша ограничена, политически и не только, бескультурна, а потому выбирает наиболее примитивные способы решения текущих проблем государства. Наша элита не готова еще решать межнациональные проблемы на цивилизационном уровне. По форме - еще как-то, а по сути. . .
Возня вокруг памятника на Тынисмяги - последнее и яркое тому подтверждение. Если бы на Тоомпеа и в доме Стенбока работали не политиканы, как сейчас, а государственные мужи, то никто не стал бы, решая проблему, рубить с плеча. Умные лидеры нации, пожелавшие перенести памятник, могли бы, к примеру, поступить так, чтобы с этой же идеей вышли именно те, кто мешает нынешней элите "очистить от скверны" Тынисмяги.
Но для этого нужны культура государственных мужей, их терпение и терпимость, знание русской души и миропонимания, желание "повозиться" с русским населением (а не с коллаборационистами русской общины) в нужном направлении. . . Ничего этого мы не видели начиная с 9 мая. Одни унижения и угрозы, доведение неэстонцев, да и собственного народа до общенациональной депрессии.
И все это мракобесие происходит при полном попустительстве, а то и при участии Старого Света, который так кичится своими общечеловеческими ценностями, но который молчит всегда, когда в Европе надо искоренить славянский дух.
Так сумеет ли Тоомас Хендрик Ильвес примирить нас, эстонцев и русских, без унижения нашего национального достоинства? Не верю! А вы?
P.S. Так при чем тут испанская инквизиция? Известно, что она, особенно под занавес своей деятельности, превратилось в послушное орудие испанского абсолютизма для расправы со всем, что угрожало светской власти.
XVI век был тем временем, когда "влияние Испании безраздельно господствовало в Европе, когда пылкое воображение иберийцев ослепляли блестящие видения Эльдорадо, рыцарских подвигов и всемирной монархии. Свобода Испании исчезала. . . но вокруг лились потоки золота, звенели мечи и зловеще горело зарево костров инквизиции".
Это - Карл Маркс. И если для кого-то он не авторитет, то пусть заставит он себя найти в этой выдержке хотя бы три сходные черты с горячо любимыми нами США и их ролью в мире: История повторяется.
_______________________________________________________
Димитрий Кленский: Эстония сегодня, как Германия до войны ("Delfi", Эстония)