Это, конечно, была не встреча "Большой восьмерки". И все же, когда в начале этого месяца президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принимал в Астане глав соседних среднеазиатских государств, была заметна некоторая демонстрация силы, пусть и силы только приобретаемой. Мероприятие было отмечено церемонией торжественного открытия Дворца мира и согласия - 62-хметровой пирамиды из стали и светло-серого гранита, построенной по проекту Нормана Фостера (Norman Foster), и покрытой панелями из цветного стекла, созданными художником Брайаном Кларком (Brian Clarke). Форма и внешний вид Дворца подбирались с таким расчетом, чтобы представлять все главные мировые религии, подчеркнуть религиозную терпимость и уважение, которые прочно укоренились в этой многонациональной стране. На посвященном открытию концерте главным номером выступала легендарная испанская сопрано Монсеррат Кабалье (Montserrat Caballé), как бы олицетворяя ту гармонию и изобилие, которые Казахстан хочет видеть в этом проекте.
Самым, пожалуй, большим сюрпризом было присутствие президента Узбекистана Ислама Каримова. После распада СССР в 1991 году Узбекистан смотрел на Казахстан - исторически кочевой, покрытый степями, неразвитый - свысока, и Каримов сам хотел играть роль регионального тяжеловеса. Однако в данном случае ему, несмотря на всю его приверженность протоколу, пришлось в день независимости собственной страны отправиться с государственным визитом в Казахстан, что послужило наглядным примером нового порядка в регионе. "С этого момента в Средней Азии главными являемся мы, и Каримов признал это", - прокомментировал один высокопоставленный казахский чиновник.
С этим трудно не согласиться. Казахстан в настоящее время является самой процветающей страной в регионе, на его долю приходится 60 процентов валового внутреннего продукта всей Средней Азии. На этой неделе президент США Джордж Буш (George W. Bush) будет принимать Назарбаева в Белом доме, а затем президент Казахстана отправится в семейное поместье Бушей в Кенненбанкпорте в штате Мэн. Растущие поставки казахской нефти на мировые рынки и возможность превращения этой страны в стабильное, современное, преимущественно мусульманское, но религиозно терпимое государство со светской властью в этом неспокойном регионе являются привлекательными факторами для администрации Буша - настолько привлекательными, что она не обращает внимания на зажим средств массовой информации, на произвольные аресты, на высылки и убийства лидеров оппозиции, на фиктивные политические институты и фальсифицируемые выборы, а также на цветущую коррупцию, в том числе на дело о взятке размером в 78 миллионов долларов за получение прав на разработку нефтяного месторождения, которое уже более трех лет тянется в американском суде.
В самой стране трения между растущей экономикой и застывшей политикой являются ощутимыми. Назарбаев, которого все называют "папой", использует свою неограниченную политическую власть для активного продвижения либеральных экономических реформ, и стремится к тому, чтобы экономический рост и стабильности шли впереди политических свобод. И все же политическая система, громогласно заявляющая о своей приверженности развитию и росту, настолько закостенела, что не способна приноровиться к тому самому успеху, которого она помогла достичь. "Наша главная проблема заключается в нашей политической системе, вращающейся вокруг одного человека", - честно признает Дарига Назарбаева, старшая из трех дочерей Назарбаева, которая является членом парламента и обладает большим влиянием в казахской политике.
Вопрос, волнующий правящую элиту страны, состоит в том, хватит ли 66-летнему Назарбаеву смелости запустить давно обещанные политические реформы, делегировать значительную часть своих полномочий бесправным в настоящее время Меджлису (нижней палате парламента), кабинету министров и судебной власти. "Авторитарные методы, даже если они и были нужны для того, чтобы привести страну к ее нынешнему положению, уже исчерпали себя", - говорит Асылбек Бисенбаев, бывший стратег и пресс-секретарь Назарбаева.
Чтобы привести страну туда, где она находится сейчас, потребовались большие усилия. "В 1991 году не было ни денег, ни продовольствия, ничего", - говорит известный казахский экономист Рахман Алшанов, стоявший за проводившимися в начале 1990-х годов либеральными экономическими реформами. Назарбаев был должен править указами. Он дважды распускал парламент - и предоставил реформаторам возможность резко покончить с отеческой поддержкой государством промышленности и колхозов с совхозами. "Не нужно делать уколы в деревянную ногу - никаких кредитов крупным государственным предприятиям", - объясняет Алшанов. Было сказано ясно: или зарабатывайте, или погибайте.
Кредиты пошли туда, куда им и следует: "Новые банки сразу же начали выполнять свои основополагающие функции - выдавать кредиты для развития перспективных направлений бизнеса", - говорит Ульф Вокурка (Ulf Wokurka), бывший директор "Deutsche Bank", возглавляющий в настоящее время казахский холдинг "Самрук", который управляет такими гигантами, как "КазТелеком" и предприятием по добыче нефти и газа "КазМунайГаз".
Государство быстро приватизировало свыше 10000 торговых и промышленных предприятий, а также предприятий из сферы обслуживания. Как это часто случается в постсоветских странах, лучшие из этих предприятий были проданы инсайдерам, что способствовало укреплению мощи важных кланов. Однако главнейшим двигателем была нефть, и это требовало помощи извне. "Мы предложили Западу нефть в обмен на технологии, ноу-хау и деньги", - говорит Михаил Дорофеев, отвечающий в "КазМунайГаз" за связи с общественностью.
Для облегчения привлечения денег Казахстан установил единый инвестиционный режим как для внутренних, так и для иностранных инвесторов, и с 1993 года в страну пришли свыше 40 миллиардов долларов США в виде прямых иностранных инвестиций. Теперь Казахстан добывает около 1,2 миллиона баррелей нефти в день - из которых на экспорт идут 80 процентов. Назарбаев планирует утроить объемы добычи и в ближайшие десять лет привести страну в десятку ведущих экспортеров нефти.
Результаты феноменальны. В последние шесть лет ВВП Казахстана рос в среднем на 10 процентов в год, показатель первой половины текущего года составил 9,3 процента. Собираемость налогов превышает 95 процентов. Компания "Standard & Poor's" присвоила Казахстану положительный инвестиционный рейтинг ВВВ. Европейский Союз и Соединенные Штаты признали Казахстан "рыночной экономикой", и у него есть все шансы вступить в этом году во Всемирную Торговую Организацию.
Несмотря на стремление не раздражать Россию - ревностное значимое присутствие которой ощущается постоянно, и которая является крупным рынком - Казахстан построил трубопровод для транспортировки своей нефти прямо в Китай. К недовольству России, он также присоединился к поддерживаемому Соединенными Штатами проекту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который нарушает давнюю монополию России на доставку каспийской нефти на мировые рынки, хотя этот нефтепровод и не проходит через его территорию. План заключался в том, чтобы проложить дополнительную ветку по дну Каспийского моря в столицу Азербайджана Баку, однако Россия запротестовала, говоря о потенциальном экологическом ущербе. Поэтому Казахстан возит туда нефть танкерами.
Новое нефтяное богатство страны распространяется по региону и за его пределы. Большой бизнес скупает земли и строит отели вдоль прекрасного черноморского побережья в Грузии, покупает крупные банки и компании в Сибири и инвестирует средства в телекоммуникационные сети Непала. Казахстан является единственной страной в Средней Азии, которая привлекает, а не поставляет временных рабочих. "Казахи не работают на рынках других стран в качестве продавцов, - гордо говорит житель Астаны Женис Касенов. - Казахи приезжают туда в качестве покупателей".
Однако нефтяное богатство часто вызывает коррупцию, и страна уже три года погружена в "Казахгейт". В марте 2003 года американские следователи в соответствии с законом о коррупции за границей (Foreign Corrupt Practices Act) обвинили Джеймса Гиффена (James Giffen), американского бизнесмена, бывшего когда-то главным советником Назарбаева, в передаче взяток на сумму 78 миллионов долларов США от нефтяных компаний высокопоставленным казахским руководителям. Казахстан решительно отвергает, что его чиновники делали что-либо противоправное, Гиффен также отвергает выдвинутые против него обвинения. Суд по его делу запланирован на январь.
Искушения, предоставляемые нефтяными деньгами, делают политические реформы все более необходимыми. Имеются некоторые обещающие признаки. В 2005 году Организация Объединенных Наций отметила Казахстан как "единственную страну региона, начавшую программу реформы государственной службы". 30-летний Куат Акижанов, руководитель отдела социально-экономических исследований всесильной президентской администрации, является обладателем диплома Университета штата Виргиния, в котором он учился на юридическом факультете в рамках оплачиваемой государством программы обучения. По его словам, его молодые соотечественники, получавшие образование на Западе, теперь сосредоточены в главных государственных учреждениях страны и частных компаниях. "Уже сейчас мы планируем будущее наших детей. Именно для этого страна оплачивала наше обучение - чтобы мы помогли сделать ее стабильной".
Однако нет никаких иллюзий в отношении того, в чьих руках сосредоточена вся власть. Назарбаев занимает свой пост с 1989 года, когда он стал 1-м секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана. До этого он с 1984 года занимал пост главы правительства. В декабре прошлого года он был избран на еще один семилетний срок, получив в ходе тщательно срежиссированных выборов 91 процент голосов. Он говорит, что этот срок будет последним.
Судьба главных лидеров оппозиции, которые все являются бывшими соратниками и высокопоставленными членами администрации Назарбаева, оказалась незавидной. Бывший министр энергетики Мухтар Аблязов был арестован в 2002 году по обвинениям в хищении и нецелевом использовании государственных средств. Годом ранее бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин, сыгравший важную роль в осуществлении либеральных экономических реформ, был вынужден уехать в изгнание, после чего был заочно осужден за финансовые злоупотребления, приговорен к 10 годами заключения и лишен собственности. В ноябре прошлого года Заманбек Нуркадилов, бывший губернатор и министр по чрезвычайным ситуациям, ставший активным критиком Назарбаева и лидером оппозиции, был найден мертвым с многочисленными огнестрельными ранениями. По результатам официального расследования это было самоубийство. Однако люди до сих пор не могут понять, как он мог нанести себе несколько смертельных ранений, а затем выстрелить себе в затылок. Оппозиция пережила несколько сильных ударов в феврале, когда один из основных лидеров оппозиции, Алтынбек Сарсенбаев - бывший министр информации, секретарь Совета безопасности и посол в Москве - и два его соратника были застрелены группой офицеров из Комитета Национальной Безопасности, наследника советского КГБ. В конце прошлого месяца суд признал Ержана Утембаева, бывшего руководителя аппарата Сената, в том, что он заказал убийство Сарсенбаева "по причине личной неприязни", и приговорил его к 20 годам заключения. Девять других соучастников получили от трех лет до пожизненного заключения за соучастие в убийстве.
В надежде привнести демократические элементы в систему, которая отвергает их, аналитик Асылбек Бисенбаев предлагает провести прозрачные выборы на местном уровне, постепенно распространяя их на региональный и национальный уровни. Однако сейчас наблюдается прямо противоположная тенденция: главы районов и городов, которых должны выбирать в следующем месяце, будут назначаться региональными губернаторами и избираться местными законодателями, а не выдвигаться народом и избираться всеобщим голосованием. И этот дефицит демократии имеет очень большие негативные последствия, что признает даже дочь президента. "Чтобы экономика стала более совершенной и конкурентоспособной, необходима более свободная политическая система", говорит Дарига Назарбаева. Без нее Казахстан останется, несмотря на все достижения, страной с экономикой, основанной на экспорте природных ресурсов и поддерживаемой высокими ценами на нефть.
Пока Папа держит все под своим контролем и не собирается что-либо менять. Прочитает ли Буш ему на этой неделе лекцию по демократии? Один чиновник из американской администрации утверждает, что Белый дом хочет, чтобы Казахстан "ускорил продвижение по дороге к демократии". Однако Назарбаев, судя по всему, более заинтересован в ценности данной встречи с точки зрения престижа. "Мы являемся главным союзником Соединенных Штатов в Средней Азии", - сказал Назарбаев в 2004 году, когда Буш направил ему благодарственное письмо за "оказываемую Казахстаном помощь в войне с террором". Нефтяные богатства Казахстана, политическая стабильность и дружелюбная к Западу внешняя политика перевешивают нарушения прав человека и нехватку демократии и будут способствовать тому, что визит Назарбаева в США будет в значительной степени дружелюбным.