Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русские в EADS, или золото гномов

Так что же, значит Россия, покупая акции EADS, обналичивает золото гномов?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
А если бы 5% акций EADS купил 'Боинг'? А потом Джордж Буш приехал рассказать нам о том, что США хотели бы приобрести контрольный пакет? Представляю, какой шум бы поднялся! Вмешательство во внутренние дела! Империализм! По сравнению с этим, реакция на покупку Россией акций крупнейшего холдинга, объединяющего компании Airbus, Eurocopter, Dassault и производителя ракет MBDA кажется на удивление скромной. Может быть, союз с Россией принесет нам выгоду, о которой мы сейчас и не подозреваем? Вряд ли

А если бы 5% акций EADS купил 'Боинг'? А потом Джордж Буш приехал рассказать нам о том, что США хотели бы приобрести контрольный пакет? Представляю, какой шум бы поднялся! Вмешательство во внутренние дела! Империализм! По сравнению с этим, реакция на покупку Россией акций крупнейшего холдинга, объединяющего компании Airbus, Eurocopter, Dassault и производителя ракет MBDA кажется на удивление скромной. Может быть, союз с Россией принесет нам выгоду, о которой мы сейчас и не подозреваем? Вряд ли.

Выгоден ли этот альянс самой России? Вовсе нет. Наши российские друзья сейчас как раз занимаются реструктуризацией КБ Ил, МиГ, Сухой и Туполев и соединением их в один государственный холдинг под названием Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Все эти компании пользуются определенной известностью, однако пока еще не дотягивают до мировых стандартов и обслуживают главным образом нужды военной промышленности. В России мало отраслей промышленности, которые она могла бы со временем вывести на мировой уровень, поэтому наведение порядка в авиационной промышленности крайне важно для ее экономики. Сейчас Россия накопила более 200 млрд. нефтедолларов. Почему же она вкладывает их в EADS, а не в ОАК? Ведь эти инвестиции могли бы стимулировать создание новых рабочих мест и принести долгосрочную прибыль, которая пошла бы на повышение уровня жизни российского народа, ведь когда-то эти предприятия принадлежали именно ему. Наконец, почему бы России не вложить деньги в систему здравоохранения, ведь сейчас средняя продолжительность жизни российских мужчин снизилась до 58 лет?

Однако российское государство предпочитает использовать прибыль от газа, продаваемого европейцам по весьма высокой цене, чтобы приобрести акции европейской авиационной компании. Эта авантюра напоминает историю с золотом гномов - золотом Гарри Поттера, которое он получил лишь на несколько часов, и его нужно было как можно скорее обменять на настоящие деньги. Ведь российская газовая промышленность нуждается в солидных инвестициях, без которых доходы от добычи газа через несколько лет могут существенно снизиться. Так что же, значит Россия, покупая акции EADS, обналичивает золото гномов?

Выгоден ли такой 'союз' Европе? Тоже нет, ведь в результате европейцы не получат ни технологий, ни стратегической выгоды, ни финансирования. С технологической точки зрения, качество и уровень комфорта российских гражданских самолетов значительно уступает западным производителям. Со стратегической точки зрения российский рынок намного меньше, чем, например, китайский, и развивается он медленнее. ОАК сейчас сотрудничает с EADS, но такие проекты появились недавно и значение их минимально. Они не могут оправдать крупной сделки с ОАК, ведь у России пока еще нет самолета, который можно было бы продавать на мировом рынке гражданской авиации, нет имеющих коммерческую ценность моторов и авиаприборов. С военной точки зрения, могло бы иметь смысл сотрудничество в области военной авиации, но для этого необходимо политическое сближение высокого уровня. За последние 60 лет мы не достигли такого единства взглядов даже с нашим ближайшим соседом - Германией! И, наконец, с финансовой точки зрения, Европа может обеспечить инвестиции в свою авиационную промышленность и без нефтедолларов.

А может быть, у этого союза есть некий неизвестный нам стратегический смысл? Опять-таки нет. Сближение с российским соседом, конечно, важная цель для Европейского Союза, но на это потребуются десятилетия. Ни один союз не может существовать без опоры на общие ценности. К сожалению, мы от этого еще далеки: Россия до сих пор выстраивает свои отношения с партнерами, основываясь на балансе сил и интересов, в том числе и в этой сделке. А ведь здесь Россия покусилась на основополагающие европейские ценности: на расшатываемый в последнее время французско-немецкий союз, на компанию EADS - символ европейской промышленности, на базовые принципы невмешательства государства в экономику. И это после того, как Европейская комиссия - а значит, европейские налогоплательщики - потратили кучу денег на модернизацию российской военной промышленности после 1990 г. - похоже, это все было напрасно.

Ни один авиационный альянс невозможен без десятилетних традиций сотрудничества, без предварительного распределения основных программ, без стабильных межгосударственных отношений, близких, по существу, к конфедерации. Ни один союз не может основываться на национализации EADS, тем более государством, которое не является членом ЕС!

Государство, которое всячески выказывало свою готовность прийти на помощь компании Suez, чтобы спасти ее от вполне дружественной итальянской фирмы, которое было так внимательно к защите высших интересов Франции в компании 'Данон' - неужели это же самое государство будет спокойно наблюдать за тем, как одна из важнейших отраслей нашей промышленности перейдет под контроль страны, не входящей в ЕС? Неужели наши йогурты защищены лучше, чем самолеты? Конечно нет, такое смещение приоритетов невозможно, благодаря союзу акционеров EADS, в котором основные позиции принадлежат французам и немцам.

И при всем при этом, сделка была, увы, хорошо спланирована. Русские, один из любимых видов спорта которых - шахматы, сыграют следующую партию в худший для нас момент, сделают все, чтобы разбить французско-немецкую солидарность, отдалить США и добиться решающего преимущества в нефтяной или авиационной промышленности. И тогда мы поймем, что газ - это очень дорогой источник энергии, что мы слишком долго тянули с реструктуризацией EADS, что мы не успели обезопасить ее капитал и что в 2006 г. мы еще слишком мало верили в единую Европу.

Жан-Луи Констанца является президентом компании-оператора мобильной связи Ten, основателем телекоммуникационной фирмы Tele2. 10 лет он проработал в оборонной авиационной промышленности, из них 4 года в компании Aerospatiale, на протяжении года сотрудничал с российским КБ МиГ

_________________________________________________________

EADS отвергла Россию. Россия предупреждает EADS ("The Times", Великобритания)

Россия прыгает в банку с пауками ("The Times", Великобритания)