Обстановка в Восточной Европе напоминает выпускной год в средней школе. Восемь стран приняты в колледж (Европейский Союз). Болгария и Румыния получили извещение, что они будут приняты в январе. Поддадутся ли они, как и остальные, летаргии, свойственной "старшим товарищам"?
Это не самая подходящая аналогия, так как такие новички ЕС, как Венгрия, Польша и Словакия, являются членами Союза уже два года. Однако они работали как сумасшедшие, чтобы вступить в главный политический и экономический клуб Европы, и они устали после затраченных на вступление усилий.
Теперь, будучи принятыми, многие из них оставили экономические реформы и политическую активность. Будем надеяться, что это не случится с двумя последними новичками, которым предстоит еще многое сделать, особенно для обуздания преступности и коррупции.
Реформы, необходимые для вступления в ЕС, действительно требуют многого, особенно от бывших членов советского блока. Тот способ, каким их командные экономики были разрушены, чтобы дать дорогу рыночным экономикам, вызвал социальные и экономические потрясения.
Нереалистические ожидания заставили многих поверить в богатства, которые свалятся за одну ночь. Они были разочарованы, наблюдая за появлением класса богачей (во многих случаях получивших свои состояния нечестным путем). Государственные служащие и пенсионеры переживали тяжелые времена, пытаясь увязать свои ограниченные доходы с высокими ценами. Средний валовый внутренний продукт восточноевропейской восьмерки только возвращается к уровню 1989 года, до падения Берлинской стены, а уровень безработицы до сих пор представляет собой серьезную цифру 13,5 процента.
Поэтому, возможно, никого не должно удивлять, что венгры недавно выступили с протестами из-за признания премьер-министром фактов лжи об экономическом состоянии страны - и из-за его кампании, в ходе которой он сначала пообещал социальную защиту населения, а потом начал говорить, что граждане должны платить за высшее образование и медицинское обеспечение. Кроме того Венгрия и Чешская Республика задерживают принятие евро (они не могут привести в порядок свои финансовые системы). В Словакии новый премьер-популист хочет свернуть реформы. А в Польше, чье правительство, как и правительства других стран региона, нестабильно, растут антиевропейские настроения.
Сейчас подходящее время для того, чтобы повесить перед новичками большой плакат и напомнить им, что рыночная экономика, как и университетский диплом, способствует процветанию и безопасности - из-за чего они и идут в Европейский Союз. Вступление в ЕС заслуживает долгой напряженной работы, и Восточная Европа уже пользуется выгодами от торговли с ЕС и поступающих инвестиций.
Экономический рост в 2005 году составил в среднем 4,5 процента. Экспорт в первый год членства в ЕС вырос на 20 процентов. Иностранные инвестиции играют огромную роль в развитии, хотя десять лет назад их практически не было. Что касается безопасности, то можно вспомнить, что президент Польши сыграл важную роль в мирном исходе украинской "оранжевой революции", а перспектива вступления в ЕС помогла успокоить обстановку на Балканах.
Напоминания о процветании и безопасности нужны и Западной Европе, уже уставшей принимать новых членов. Действительно, ЕС дал понять, что Болгария и Румыния уже являются его членами, и клубу следует определить, как лучше справляться со своими увеличившимися размерами. Возможно, Евросоюзу нужна передышка, однако ни старички, ни новички не должны перестать получать выгоду от расширения.
___________________________________________________________
'Больные люди' новой Европы ("The Financial Times", Великобритания)
Восточная Европа: конец стабильности? ("Newsweek", США)