События последних двух недель, связанные с визитом премьера Виктора Януковича в Брюссель, подтвердили, что, вопреки евроинтеграционной риторике, он отказался от присоединения к Плану действий для обретения Украиной членства в НАТО.
Нарушил ли этим Виктор Янукович украинское законодательство? Что именно возразил премьер? Имел ли он право на подобные шаги? На эти вопросы мы постараемся дать ответ в этой статье.
Украина и НАТО - шаги навстречу
Еще в январе 2001 года, при предыдущей власти, указом президента была утверждена госпрограмма сотрудничества Украины с НАТО на 2001-2004 годы. И уже в мае 2003 года СНБО утвердил стратегию относительно НАТО, которая определила неизменность евроинтеграционного курса и вступление в Альянс как в систему коллективной безопасности.
В том же году Совет принял закон "Об основах госбезопасности", в котором была определена стратегическая цель Украины - вступление в НАТО. Показательно, что за этот закон проголосовал почти весь состав фракции "Партии регионов".
Кроме значительного дипломатического прогресса, не менее существенными являются и результаты практического сотрудничества, в частности, в военной сфере: участие нашего государства в миротворческих операциях, военно-техническая модернизация, переподготовка военнослужащих. В условиях ограниченного бюджетного финансирования украинских Вооруженных Сил, это была красивая возможность повысить профессиональность украинской армии.
Малоизвестным остается тот факт, что Украина получила значительную помощь от НАТО при ликвидации последствий естественных катастроф. Был начат региональный проект, цель которого - предотвращение и реагирование на чрезвычайные ситуации, связанные с дождевыми паводками, наводнениями, весенними потоками талого снега в украинских Карпатах.
Понятно, что это - только начало плодотворного сотрудничества с НАТО. Такие выгодные для украинского общества взаимоотношения необходимо поддерживать и расширять. С избранием президентом Виктора Ющенко диалог с НАТО приобрел новое качество.
Украина перешла к интенсифицированному диалогу с Альянсом и как никогда приблизились к возможности присоединения к Плану действий относительно обретения членства в этой организации.
Дело за малым - официально сообщить руководству НАТО о таком желании Украины.
Были ли полномочия у Виктора Януковича делать заявления в Брюсселе?
Брюссельские заявления Виктора Януковича с точки зрения дипломатической и конституционной логики являются некорректными. Конституция четко определяет, что:
1) основные положения внешней политики определяет Верховная Рада;
2) президент осуществляет руководство внешней политикой;
3) Кабинет министров обеспечивает осуществление внешней политики. Какова же ситуация в этих сферах на сегодняшний день?
Относительно определения положений внешней политики. На уровне парламента четко определен внешний курс Украины: на сегодняшний день утвержден закон "Об основах нацбезопасности", в котором четко определена стратегическая задача Украины - вступление в НАТО. И президент, и премьер, как и любой гражданин Украины, обязаны придерживаться действующих законов.
Относительно руководства внешней политикой страны главой государства. Позиция президента Виктора Ющенко известна, неизменна и прозрачна. Он сторонник евроатлантической интеграции, главным идейным смыслом которой является не только вступление Украины в соответствующие структуры коллективной безопасности, в том числе и в НАТО, а и, прежде всего, улучшение социально-экономической жизни в стране и ее подьем до европейского уровня.
Относительно обеспечения Кабмином осуществления внешней политики государства. Самостоятельных конституционных полномочий в этой сфере - даже после политической реформы - Кабинет министров не имеет, поскольку его деятельность должна быть направлена на выполнение законов, в частности закона "Об основах госбезопасности", и директив президента.
Таким образом, отказавшись от ПДЧ (План действий для обретения членства в НАТО), Виктор Янукович нарушил Конституцию, пренебрег действующим законом "Об основах госбезопасности" и вмешался в конституционные полномочия президента.
От чего же отказался премьер-министр?
Зачем Украине вступление в НАТО?
Вступая в НАТО, Украина решает по крайней мере три стратегические задачи, которые определят ее будущее: 1) обеспечение государственной независимости; 2) гарантирование демократического развития страны; 3) утверждение высоких социальных гарантий и благосостояния граждан.
Первая составляющая - обеспечение государственной независимости. Нейтральный статус, к сожалению, не гарантирует независимости Украины.
В современных геополитических условиях страна может обеспечить свою государственную независимость только присоединившись к высокоразвитой системе коллективной безопасности.
Закономерно, что это предусматривает и модернизацию военно-технического потенциала страны, профессионализацию армии и высокий уровень обороноспособности страны.
Поскольку все решения в НАТО принимаются консенсусом, то если хоть одна из стран-участниц Альянса будет против, то решение по этому вопросу вообще не будет принято.
Я не говорю, что сегодня в стране созданы угрозы военного характера, однако присоединение к системе коллективной безопасности сделает невозможным экономическое и политическое давление на Украину.
Вторая составляющая - гарантирование демократического развития страны. Присоединяясь к тому или иному военно-политическому союзу, мы априори разделяем и признаем определенную систему ценностей.
Для Украины единственно приемлемыми являются демократические ценности, присущие странам-участницам НАТО.
Это предусматривает становление свободы слова, независимость судебной системы, борьбу с коррупцией, общественный контроль над Вооруженными Силами, верховенство права.
Понятно, что в стране, где функционируют надежные гражданские институты, которые контролируют власть, "керуваты" и "дерибанить" будет почти невозможно. И поэтому для "отдельных" политических элит намного более удобной является нейтральная - "ни рыба, ни мясо" - Украина, или же присоединение к ?вразийской эфемерности.
Третья составляющая - утверждение высоких социальных гарантий и благосостояния граждан Украины. Возрастание социально-экономических показателей жизни до уровня высокоразвитых обществ является наибольшим стремлением граждан Украины, независимо от их политических убеждений и симпатий.
Вступление в НАТО - наиболее реальный путь к высоким стандартам развития общества, экономики, личности.
Вступая в НАТО, Украина признает, что будет выполнять те высокие социальные и экономические обязательства, которые присущи странам-участникам Альянса. И кто бы там что не говорил, вопрос вступления в ЕС и членство в НАТО также связаны.
В чем суть Плана действий для обретения членства?
Основные требования к Плану действий для обретения членства в НАТО (ПДЧ) определены декларацией Вашингтонского саммита НАТО 24 апреля 1999 года. В соответствии с этим документом, НАТО является открытой структурой.
Но странам-претендентам необходимо выполнить ряд действий политического, экономического, военно-оборонительного, ресурсного, правового характера, чтобы качественно повысить свой уровень.
В Вашингтонской декларации заложены базовые, стандартные условия для стран-претендентов:
* решение международных, территориальных и межэтнических споров мирным путем;
* действия страны должны согласовываться с принципами верховенства прав и свобод человека;
* установление демократического контроля над вооруженными силами;
* содействия развитию дружеских международных отношений, активное участие в программе "Партнерство ради мира";
* укрепления экономической стабильности и благоустройство общества через соблюдение принципов экономической свободы, социальной справедливости и правовой ответственности;
* охрана окружающей среды.
Как видим, неприемлемых, недемократических или невозможных для выполнения условий в Вашингтонских положениях нет.
Такие требования не только не ограничивают развитие стран-участников, а и оказывают содействие социальным, экономическим реформам, демократическому поргрессу и качественно улучшают жизнь их граждан. Без сомнения, при таких условиях государство может согласиться на вступление в Альянс.
Для каждой страны План действий предусматривает индивидуальный подход, который определяет сама страна-претендент: она наполняет его "своим" содержанием, "своими" обстоятельствами, теми или иными действиями, которые необходимо осуществить.
То есть не НАТО навязывает содержание Плана, его разрабатывает и наполняет конкретными мероприятиями (понятно, что в процессе консультаций), а сама страна-претендент.
Поделюсь собственным опытом подготовки проекта Плана действий. Еще в 2003 году Центр Разумкова подготовил собственные предложения к ПДЧ.
Семьдесят процентов этого документа составляли предложения, направленные на обеспечение демократического розвития страны, борьбу с коррупцией и повышение благосостояния граждан Украины.
Определенное представление о содержании ПДЧ могут дать и ежегодные целевые планы Украина - НАТО, которые служат основой во время разработки собственно плана действий для обретения членства. Проанализируем последний такой документ.
Своим указом от 7 апреля 2006 года Ющенко утвердил "Целевой план Украина-НАТО на 2006 год в рамках Плана действий Украина-НАТО". Что же он содержит?
Например, план предусматривает обязательства Украины в проведении прозрачных и честных парламентских выборов в марте 2006 года.
Характерно, что Виктор Янукович, который в результате этих демократических выборов стал премьером, потом в Брюсселе, в сущности, поставил под сомнение необходимость таких обязательств Украины.
Целевой план предусматривает также и усиление полномочий и независимости судебной власти, и укрепление гражданского общества, и обеспечение свобод человека, и завершение пенсионной, административной реформ, и укрепление гражданского демократического контроля над Вооруженными Силами, и борьбу с коррупцией и много других актуальных вопросов.
Поэтому возникает закономерный вопрос: интересует ли лидера Партии регионов обеспечение справедливого и независимого суда, дальнейшая судьба пенсионеров и борьба с коррупцией? Судя по заявлениям в Брюсселе, вряд ли.
Вступление в НАТО ускорит крайне необходимые реформы для Украины и улучшит жизнь граждан. Поэтому антинатовские высказывания отдельных политиков - это, прежде всего, выступление против желания собственных граждан жить в достойных условиях, иметь право на лучшую жизнь и возможности для собственных детей.
Объективно, это выступление против независимой, демократической Украины, против налоговой, пенсионной, административной, судебной, воинской реформ, против борьбы с коррупцией и против необходимости, по возможности, быстрого внедрения этих реформ в жизнь.
Мы должны четко осознавать, что вступление в НАТО - это необратимость реформ в Украине, на которые надеется каждая семья, каждый гражданин. В наших силах о них подумать уже сейчас.
Игорь Жданов, первый заместитель председателя Центрального исполкома "Нашей Украины"