АСТАНА, Казахстан, 26 сентября - Когда вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) весной приехал в эту богатую нефтью среднеазиатскую страну, он выразил свое восхищение "политическим развитием" в Казахстане. Но всего за день до начала его визита это авторитарное государство практически запретило деятельность двух известных американских организаций по продвижению демократии, работавших в стране.
Хотя американские представители пытаются убедить правительство Казахстана отменить свое решение, открыто по этому поводу они не высказывают никаких жалоб.
Президент Буш готовится к приему казахстанского президента Нурсултана Назарбаева на официальном обеде, который состоится в пятницу в Вашингтоне. И эпизод с американскими организациями демонстрирует то неустойчивое равновесие, которое установилось у администрации в отношениях с этой все более важной в стратегическом плане страной, известной своей коррупцией, манипуляциями на выборах и нарушениями прав человека, включая убийство в прошлом году при невыясненных обстоятельствах двух оппозиционных лидеров.
Местные критики заявляют, что этот случай также демонстрирует готовность администрации Буша принести в жертву демократию, этот краеугольный камень ее внешней политики, когда ее интересы начинают противоречить другим внешнеполитическим целям.
"У прав человека есть четыре врага: нефть, газ, война с террором и геополитические соображения, - говорит Евгений Жовтис из Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, которое финансируется посольством США и Национальным фондом в поддержку демократии (National Endowment for Democracy), - и все четыре действуют у нас".
Администрация Буша долгие годы ратует за демократические реформы в Казахстане. Но она также очень мягко ведет себя с президентом, который является сравнительно умеренным лидером на общем среднеазиатском фоне, который разрешил пролет над территорией своей страны направляющихся в Афганистан самолетов НАТО, который направил роту своих солдат в Ирак и который контролирует огромные запасы нефти и газа, активно добываемые американскими компаниями.
Во время встречи в понедельник в Нью-Йорке с министром иностранных дел Казахстана Касымжомартом Токаевым госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) в общем плане говорила о демократии и правах человека в Казахстане. Но, как отмечает высокопоставленный представитель госдепартамента, она так и не подняла вопрос о двух организациях - Национальном демократическом институте международных отношений (National Democratic Institute for International Affairs) и Международном республиканском институте (International Republican Institute).
Представитель Совета национальной безопасности США Фредерик Джоунс (Frederick Jones) заявил в Вашингтоне, что Белый Дом в курсе проблемы, возникшей с этими институтами. Но, по его словам, он не знает, поднимет ли этот вопрос президент Буш в ходе переговоров, поскольку в повестку он заранее внесен не был. Тем не менее, как сказал Джоунс, "демократизация занимает очень важное место в повестке переговоров".
Выпады против развития демократии ни в коей мере не ограничиваются территорией Казахстана. На эти институты, которые являются некоммерческими и непартийными организациями, финансируемыми правительством Соединенных Штатов Америки, настороженно смотрят не только здесь, но и в России, Китае и целом ряде других стран Средней Азии, встревоженных "цветными революциями" в Сербии, Грузии и особенно на Украине.
Как отмечалось в опубликованном недавно докладе Национального фонда в поддержку демократии, многие из этих стран, в том числе, Казахстан, следуют примеру России и жестко ограничивают деятельность неправительственных организаций. А некоторые государства, в первую очередь, Белоруссия, а также Бахрейн, полностью запретили работу этих организаций в своих странах.
Как для Казахстана, так и для администрации Буша предстоящий визит создает новую возможность в плане улучшения отношений, в которых в последние годы существовала серьезная напряженность - несмотря на то, что Россия усиливает свое политическое и экономическое влияние в этом регионе к собственной выгоде.
Причиной этой напряженности является озабоченность США по поводу коррупции, ограничений на деятельность средств массовой информации, а также усиления политического контроля президента Назарбаева.
У правительства Казахстана также существует обеспокоенность в отношении американской политики. Это прежде всего связано с уголовным делом, заведенным в Нью-Йорке против американского бизнесмена Джеймса Гиффена (James H. Giffen). Назарбаев обвиняется во взяточничестве, схема которого начала действовать еще в 90-е годы. Кроме того, Казахстан недоволен довольно вялой поддержкой своего стремления занять место страны-председателя в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
В Казахстане визит Назарбаева изображается как шанс для поднятия его международного престижа за счет улучшения отношений с Соединенными Штатами. "Пришло время, когда мы можем поднять наши отношения на совершенно новый уровень", - заявил Назарбаев в этом месяце, выступая перед корреспондентами в Астане.
Казахстан занимает девятое место в мире по площади, но там проживает всего 15 миллионов человек, в большинстве мусульмане. Страна переживает экономический бум, основой которого стали ее энергоресурсы, и в результате которого она превращается в региональную державу.
Назарбаев действительно популярен у себя в стране, хотя эта популярность определенно подпитывается государственным телевидением, которое щедро и весьма некритично освещает деятельность президента. Даже результаты независимых опросов людей на выходе с избирательных участков показали, что он уверенно и умело одержал победу на президентских выборах в декабре прошлого года. Эти опросы продемонстрировали, что Назарбаева поддерживает 82 процента избирателей. Согласно официальным результатам, за него проголосовал 91 процент. Опрос избирателей, проведение которого профинансировал Международный республиканский институт, дал более низкий показатель поддержки президента.
Оппоненты Назарбаева утверждают, что стремление государства завысить показатели поддержки президента, несмотря на и без того явную его победу, отражает усиление авторитарных тенденций в стране. Сопредседатель оппозиционной демократической партии "Настоящий светлый путь" Ораз Джандосов заявляет, что самыми тревожными последствиями той власти и безнаказанности, которой пользуется правительство Назарбаева, стали убийства двух оппозиционных лидеров.
Один из них, Заманбек Нуркадилов, был убит в ноябре прошлого года тремя выстрелами, один из них в голову. Впоследствии было объявлено, что этот случай - самоубийство. Другой оппозиционер, Алтынбек Сарсенбаев, был убит в феврале вместе с двумя телохранителями на дороге возле крупнейшего города Казахстана Алма-Аты.
В августе за совершение этих убийств были осуждены руководитель аппарата сената Казахстана Ержан Утембаев и несколько офицеров спецслужб. Однако здесь мало кто поверил в объявленный мотив преступления: будто бы Утембаев разозлился на Сарсенбаева за то, что тот в опубликованном тремя днями ранее газетном интервью обвинил его в пьянстве.
Акции против американских программ развития демократии последовали вскоре после убийства Сарсенбаева. И это показывает стремление властей к подавлению любого открытого обсуждения проблем, существующих в стране.
В направленном в американское посольство письме, копия которого была показана корреспонденту New York Times, прокуратура Казахстана выдвинула против двух институтов обвинения по статье, которая запрещает оказание "материальной помощи" политическим партиям. Институты обвинили в "передаче материалов" и в "незаконных случаях перевозок" во время работы с политическими и общественными организациями.
Эти обвинения вполне соответствовали той схеме запугиваний и преследований, которая применялась накануне прошлогодних выборов. Тогда налоговые и финансовые органы государства проводили многочисленные расследования и проверки в десятках частных организаций. ОБСЕ, возглавить которую в качестве председателя Назарбаев надеется в 2009 году, подвергла проведенные выборы критике за "ряд существенных недостатков", в том числе, за "атмосферу запугивания".
Четыре американских представителя, согласившиеся на разговор на условиях анонимности в связи с продолжением переговоров о судьбе двух институтов, заявили, что ни один из них не оплачивал и никоим образом не поддерживал деятельность партий.
Двое из этих представителей рассказали, что бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine K. Albright) и сенатор от штата Аризона Джон Маккейн (John McCain), являющиеся председателями демократического и республиканского институтов, обратились с письмом к Джоржу Бушу, в котором призвали его поднять данный вопрос во время визита Назарбаева.
Американские официальные лица по-прежнему выражают свою поддержку казахстанской оппозиции и в целом демократии в этой стране.
Чейни во время своего визита в Казахстан встречался за завтраком в столичной гостинице с двумя лидерами оппозиции. Разговор длился один час и двадцать минут. Присутствовавший на встрече Джандосов заявил, что был рад предоставленной возможности разъяснить, "какова реальная ситуация в стране". Однако он выразил сожаление в связи с тем, что данная встреча состоялась на следующее утро после открытого появления Чейни на публике вместе с Назарбаевым, когда американский вице-президент выразил ему поддержку.
"Казахстан соглашается на большую часть американских нефтяных планов и программ на условии молчаливого взаимопонимания о том, что население страны не будет подвергаться провокациям", - заявил Марат Лаумулин из Казахстанского института стратегических исследований. Эта исследовательская организация имеет тесные связи с правительством страны. По словам Лаумулина, "здесь не будет "цветной революции", и лет пять-семь нам не стоит беспокоиться о необходимости продвижения настоящей демократии, поскольку мы получили стратегическую паузу".
_________________________________________________________
Не играйте с Казахстаном в политику ("The Washington Post", США)
Визит евразийского тигра ("The Washington Times", США)