Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Иран и Россия: ядерный 'брак по расчету'

Укрепление экономических связей с Ираном позволит России создать 'плацдарм' на Ближнем Востоке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя Россию и Иран нельзя назвать союзниками, Москва стремится создать впечатление, что обладает определенным влиянием на Тегеран. Однако, несмотря на нынешнее двустороннее сотрудничество, Исламская Республика, если это будет в интересах Тегерана, может с таким же успехом отвергнуть 'заигрывания' России и эксплуатировать ее в своих целях столь же умело, как сейчас Москва эксплуатирует 'иранскую карту'

Москва и Тегеран подписали контракт на поставку 80 тонн ядерного топлива для иранской АЭС в Бушере, строительство которой должно завершиться в сентябре 2007 г. Похоже, сегодня Россия заканчивает корректировку своей военной доктрины. Укрепление экономических связей с Ираном позволит ей создать 'плацдарм' на Ближнем Востоке, не ослабляя при этом давления на США, которые слишком заняты другими проблемами, чтобы отреагировать на провокационные действия России.

Анализ

26 сентября, в ходе визита иранской делегации в Россию, Тегеран и Москва подписали соглашение о поставке в марте 2007 г. 80 тонн ядерного топлива для иранской АЭС в Бушере. Недавно глава российского Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко заявил, что станция будет введена в эксплуатацию в сентябре 2007 г., и еще через два месяца начнет производить электроэнергию.

Топливные соглашения стали важнейшим шагом к окончательному оформлению российско-иранского сотрудничества по Бушеру. В полном соответствии со своей нынешней стратегией Россия одновременно укрепляет связи с Ираном и наращивает присутствие на Ближнем Востоке - и то и другое немало раздражает США. Конечно, если срок пуска АЭС в сентябре 2007 г. перестанет отвечать политическим задачам Москвы, его можно будет изменить в соответствии с потребностями России, как это уже не раз делалось за последние десять лет.

Действия России, включая и продолжение сотрудничества с Ираном по осуществлению его ядерной программы гражданского назначения, отражают общий политический курс Москвы. Кремль сосредоточивает внимание на укреплении контроля над российской промышленностью и политическим процессом, поддержании своего влияния в приграничных регионах и косвенном противодействии США - пока Вашингтон слишком занят конфликтом в Ираке и предстоящими в ноябре промежуточными выборами в Конгресс. Среди действий России на Ближнем Востоке, бросающих вызов американскому влиянию в регионе, следует назвать также продолжающиеся поставки вооружений Сирии, отправку военно-инженерной части в Ливан для помощи в восстановлении страны, и возможную продажу Ирану зенитных ракет - якобы для защиты АЭС в Бушере от возможных авиаударов Израиля или США.

О позиции Москвы наглядно свидетельствует просочившийся в прессу проект последнего варианта российской военной доктрины - его описание опубликовано 19 сентября в российской газете 'Газета'. (Министерство обороны России отрицает само существование этого документа). В проекте США и НАТО называются в качестве вероятных противников номер 1 и 2 (международный терроризм идет только на третьем месте), и указывается, что страна может участвовать в военных конфликтах по периметру своей территории для защиты российских граждан. Кроме того, заменив формулировку о том, что Россия выступает 'за универсальный характер режима нераспространения ядерного оружия' на простую поддержку 'нераспространения ядерного оружия и средств его доставки', Москва снимает с себя ответственность на тот случай, если ее действия позволят Ирану создать ядерное оружие. Хотя Россия не меньше западных держав должна быть заинтересована в том, чтобы у Ирана такого оружия не появилось, Москва 'подстраховывается', чтобы ее не сочли соучастницей Тегерана.

Даже если выяснится, что документы, полученные 'Газетой' - подлинные, это не означает, что внутренняя и внешняя политика России меняется существенным образом. Все содержащиеся в проекте корректировки соответствуют тому, что Россия уже делает, или в состоянии сделать, а военные доктрины не являются нормативными актами обязывающего характера. Однако в данном случае этот документ способен усилить позиции российского министра обороны и вице-премьера Сергея Иванова, которого многие считают вероятным преемником нынешнего президента Владимира Путина. Иванов, как сообщается, настаивает на внесение в военную доктрину пунктов об улучшении социального положения российских военнослужащих, что соответствует политическому курсу Путина. Это, как и продолжение сотрудничества с Тегераном, помогло бы укрепить положение Кремля в преддверии парламентских выборов 2007 г. и президентских выборов 2008 г.

Хотя Россию и Иран нельзя назвать союзниками, Москва стремится создать впечатление, что обладает определенным влиянием на Тегеран. Однако, несмотря на нынешнее двустороннее сотрудничество, Исламская Республика, если это будет в интересах Тегерана, может с таким же успехом отвергнуть 'заигрывания' России и эксплуатировать ее в своих целях столь же умело, как сейчас Москва эксплуатирует 'иранскую карту'.