Если не обращать внимания на методы работы "Газпрома" по принципу "тяп-ляп", то эта компания может составить неплохую партию British Petroleum. Российский гигант "Газпром" наконец открыто заявил о желании приобрести местного партнера BP - совместное предприятие TНK-BP. British Petroleum имеет право преимущественной покупки 50 процентов акций этой компании, стоимость которой на рынке составляет около 20 миллиардов долларов. Однако у компании вряд ли будет большой выбор, и ей придется уступить "Газпрому".
Дело в том, что потом этой лидирующей британской нефтяной компании придется бок о бок жить с российским государственным газовым монстром, а не с группой олигархов, являющихся ее сегодняшними партнерами. Могут пострадать эффективность и доходность. А "Газпром" мог бы разблокировывать гигантский газовый проект ТНК в Восточной Сибири, реализация которого сегодня тормозится. И это может дать большую выгоду. Такая сделка привела бы к расширению нефтяного бизнеса "Газпрома", что соответствует его устремлениям стать интегрированной энергетической компанией мирового масштаба. Кремль тоже был бы счастлив, поскольку он стремится к корпоратизации российской экономики. Все выглядит просто идеально.
Но здесь существуют и риски. Один из них - "Роснефть". Единственный государственный соперник "Газпрома" тоже интересуется ТНК и не прочь заполучить часть этой компании. И это может произойти через день-два. Здесь существуют разные варианты. "Роснефть", а не "Газпром", может получить "добро" от Кремля на покупку российских партнеров British Petroleum. Либо в один прекрасный день "Роснефть" может вытеснить ВР и стать партнером "Газпрома" в российско-российском совместном предприятии. К счастью, последний вариант выглядит менее правдоподобным. "Роснефть" и "Газпром" - это звери разных пород. А как известно, тигры и львы не живут на одной территории.
Если эти хищники вступят в схватку в Кремле за право покупки доли ТНК, то это тоже не создаст непосредственных проблем для ВР. Однако все это показывает, что контроль ВР над деятельностью в России имеет свои ограничения. Похоже, что решение о том, кто в итоге станет партнером ВР в сделке, на предварительное изучение которой британская компания потратила 40000 часов рабочего времени, будет приниматься за высокими кремлевскими стенами без участия British Petroleum. Это не очень хорошо - но это лучше, чем те проблемы, с которыми в России сталкиваются другие крупные иностранные нефтяные компании. Инвестициям ВР в России ничто не угрожает - пока.
____________________________________________________________
Изменяя мировой порядок при помощи российского газа и нефти ("Spiegel", Германия)