Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Катынь, версия матери

3 октября Анджей Вайда начинает съемки фильма 'Post Mortem. Катынская повесть'. Вчера был объявлен состав актеров

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему фильм о Катыни создается так поздно? Вайда назвал причиной то, что не существует ни одной книги о Катыни, которую можно было бы экранизировать. Что же будет основой 'Post Mortem'? - Текст Анджея Мулярчика (Andrzej Mularczyk), описывающий судьбы нескольких женщин, которые ожидают своих близких, попавших в советские лагеря

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Алексей Памятных, за что мы ему крайне признательны

____________________________________________________________

- Я мог бы сделать фильм о Катыни, обращаясь к истории моего отца, капитана Якуба Вайды, который погиб в лагере, или же рассказывая об этом событии с точки зрения моей матери, которая ждала его возвращения, - сказал Анджей Вайда на вчерашней пресс-конференции, посвященной началу съемок фильма 'Post Mortem. Катынская повесть'. Вайда выбрал второй вариант.

Почему фильм о Катыни создается так поздно? Вайда назвал причиной то, что не существует ни одной книги о Катыни, которую можно было бы экранизировать. Что же будет основой 'Post Mortem'? - Текст Анджея Мулярчика (Andrzej Mularczyk), описывающий судьбы нескольких женщин, которые ожидают своих близких, попавших в советские лагеря.

Именно так мать Анджея Вайды ждала его отца - капитана Якуба Вайду. В списке жертв Катыни появилась фамилия Вайда, но с именем Кароль (воинское звание совпадало), и поэтому мать верила, что муж вернется. Она ждала его до самой смерти.

[По имеющимся данным, Якуб Вайда содержался в Старобельском лагере НКВД, его фамилия есть в списке узников лагеря, направленных весной 1940 года в распоряжение УНКВД по Харьковской области и тогда же расстрелянных в Харькове. Это установила Главная военная прокуратура СССР-России в рамках проведенного в 1990-2004 гг. расследования катынского дела. С другой стороны, известно, что мать Анджея Вайды получила через одного польского военнослужащего, освобожденного из советского плена, два письма от мужа, написанных в Козельском лагере. Узники Козельска были расстреляны в Катыни и Смоленске. - Прим. перев.]

'Post Mortem' является для Вайды настолько личным фильмом, что режиссер задумывается, не сыграть ли в нем самому. Фильм окажется в некоторой степени личным и для актеров - на экране они будут носить свои собственные имена, а вот фамилий героев мы не узнаем, поскольку этот фильм не будет воссозданием судеб конкретных лиц.

В фильме выступит Майя Осташевская (Maja Ostaszewska) - в роли жены Артура Жмиевского (Artur Zmijewski), герой которого - ротмистр полка уланов, узник Козельского лагеря. Майя Коморовская (Maja Komorowska) и Владислав Ковальский (Wladyslaw Kowalski) сыграют его родителей. Ковальский, профессор Ягеллонского университета, будет арестован немцами. Анджей Хыра (Andrzej Chyra) выступит в роли друга Артура, ему, также узнику Козельска, удалось уцелеть и вернуться в Польшу с армией Берлинга. Павел Малашинский (Pawel Malaszynski) сыграет поручика авиации, также попавшего в Козельский лагерь, а Магдалена Челецкая (Magdalena Cielecka) и Агнешка Глинская (Agnieszka Glinska) - его сестер. Данута Стенка (Danuta Stenka) сыграет жену генерала, арестованного русскими. Кроме того, в фильме выступят Дорота Сегда (Dorota Segda), Станислава Целинская (Stanislawa Celinska), Кшиштоф Глобиш (Krzysztof Globisz), Кшиштоф Колбергер (Krzysztof Kolberger) и Марек Кондрат (Marek Kondrat). Главный оператор - Павел Эдельман (Pawel Edelman).

Действие фильма разворачивается в Кракове, как раз там немцы обнародовали [в 1943 г. - Прим. перев.] информацию о катынском преступлении, и туда же были доставлены документы и вещи из катынских могил. 'Post Mortem' будет фильмом не столько о самом преступлении, сколько о катынской лжи (что польских офицеров расстреляли немцы), распространявшейся вплоть до рубежа 80-90-х годов. В финале появится сцена расстрела, но мы не увидим в ней лиц советских палачей.

- Передо мной стоит очень рискованная задача, - говорит Вайда. - Предстоит создать фильм о событии, которого никто не видел. Нет свидетелей - некоторые палачи были позже ликвидированы, а остальные умерли. Вайда подчеркивает, что в случае неудачи фильма вся ответственность ляжет исключительно на него. - А возможный успех будет достижением всей съемочной группы, - добавляет он.

Анджей Вайда попросил представителей СМИ (назвав это 'просьбой старого режиссера над могилой') не заниматься темой 'Post Mortem' во время съемок фильма. Отрывочная информация о сценах и действующих лицах может обидеть кого-нибудь из тех, кто потерял своих близких в лагерях. - Если в связи с 'Post Mortem' должна будет разразиться какая-то буря, то пусть она разразится в конце, когда фильм уже будет готов, - сказал Вайда.

Премьера запланирована на осень 2007 года.

____________________________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Алексей Памятных

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей