Властитель Кремля, который стремится возродить былое могущество России, удваивает усилия по укреплению авиакосмической (покупка части капитала EADS) и энергетической промышленностей
Солнце еще не встало, а десятки бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95 взмыли в небо и разлетелись каждый в своем направлении. Они летят над Атлантическим, Тихим, Северным Ледовитым океанами, над Каспийским морем. На борту самолетов находятся ракеты, способные нести боеголовки мощностью более 200 килотонн. Неужели началась третья мировая война? Нет. Просто идут учения, правда, в них все по-настоящему. 26 сентября, через три дня после встречи Путин-Ширак-Меркель в Компьене, российские 'стратегические' ВВС начали широкомасштабные учения, и провели испытания новых крылатых ракет повышенной дальности. 'Более 50% участников учений - это молодые специалисты', - уточнил представитель ВВС, чтобы придать еще больший вес посылу: российская империя не желает, чтобы История ее хоронила.
Своими военными замашками, царь Путин до смерти пугает Европу. Она с трудом понимает его манеру поведения, поскольку сама, прежде чем действовать, десять раз подстелет себе соломки. Пик недопонимания случился во время 'психодрамы' на тему 'государственный банк Внешторгбанк покупает пакет акций EADS'. Вся эта история очень напоминает американскую комедию 60-х годов 'Русские идут', где советская подлодка по недоразумению всплывает рядом с пляжем и вызывает дикую панику у местного населения, которое думает, что начинается вторжение.
В деле EADS, принцип 'квипрокво' доведен почти до абсолюта. Краткая история вопроса: в начале сентября российские СМИ 'проговорились', что государственный банк 'Внешторгбанк' тайно приобрел около 5 процентов акций европейской авиакосмической группы EADS. Поступок, который на первый взгляд кажется, по меньшей мере, неблаговидным: EADS - это, конечно же, 'Airbus', но она производит еще ракеты М51 (в тексте: М61 - прим. пер.), составляющие основу ракетно-ядерной обороны Франции, а также много другой продукции. Поэтому данный шаг представляется лишенным дипломатической тонкости и плохо продуманным: враждебное проникновение в состав акционеров предприятия оборонной промышленности не может привести ни к чему хорошему, ибо клиентами в первую очередь являются государства. Поэтому попытки получить контроль над EADS, не заручившись предварительным согласием Франции и Германии, бессмысленны. Тем не менее, создалось впечатление, что русские хотят добиться своего силой.
На самом деле все намного сложнее. 'Это - полный абсурд, - считает Марина Алексеенкова, аналитик инвестиционного московского банка 'Ренессанс Капитал'.- На самом деле этой весной руководители EADS и российских компаний уже обсуждали будущее партнерство. И идея российского участия в капитале EADS давно витала в воздухе'.
Если точнее, то витала она в течение двух лет, с того момента, когда оба тогдашних президента EADS - француз Филипп Камю (Philippe Camus) и немец Райнер Гертрих (Rainer Hertrich) - попросили немецкого канцлера Герхарда Шредера прозондировать Владимира Путина и понять его отношение к приобретению концерном EADS 10 процентов акций корпорации 'Иркут', российской авиастроительной компании, которая, в частности, производит истребители СУ-30 МК. Ответ Путина был следующим: возражений нет, но будущая компания ОАК должна получить значительный пакет акций EADS. ОАК - русский вариант EADS, компания, которая соберет под свои крылом всех авиастроителей страны - 'Туполев', 'Ильюшин', 'МиГ', 'Сухой', 'Иркут'. . .
Если предварительные переговоры уже состоялись, то зачем нужно было делать из этого тайну? Вполне возможно, что сама EADS пожелала не придавать это огласке. По нашим сведениям, генеральный директор 'Внешторгбанка' сообщил по телефону о своих намерениях двум президентам EADS, Луи Галлуа (Louis Gallois) и Томасу Эндерсу (Thomas Enders) где-то в середине августа, задолго до того, как российские СМИ опубликовали эту информацию. И они вовсю об этом не трубили, что позволяет некоторым злым языкам сделать следующие предположения о причинах этого молчания: 'В то время британская компания 'BAE Systems' вела переговоры о продаже своего 20-процентного пакета акций 'Airbus' концерну EADS, а эта новость могла повысить стоимость акций компании, что было совсем не желательным', - предполагает Жак фон Полье (Jacques von Polier), менеджер российского фонда Profus Investment.
России нужны свои 'флагманы промышленности'
Неделю назад в Компьене Владимир Путин подтвердил, что этот шаг не является 'признаком агрессивного поведения'. Если Внешторгбанк приобрел акции EADS, заявил он, то только потому, что рыночная конъюнктура этому благоприятствовала. Действительно, в контексте ведущихся обсуждений о перспективах расширенного сотрудничества российских компаний с EADS, российское государство поступило мудро и купило акции этой компании сейчас, когда ее котировки снизились, в том числе и из-за проблем с A380, а не стало ждать окончательного формирования ОАК, ведь тогда, возможно, пришлось бы выложить гораздо большую сумму. И в данном случае Внешторгбанк выступил в роли посредника.
Итак, гипотеза о внезапной атаке русских, не выдерживает испытания фактами. Пусть даже размах и быстрота сделки и застали кого-то врасплох. Тем не менее, действия Внешторгбанка, как только информация о них просочилась в СМИ, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Россия вызывает страх. Даже, как это ни пародоксально, у самой EADS, где до сих пор не выработали общую линию поведения со своим большим восточным соседом.
Необходимо отметить, что в этой европейской компании, в течение долгого времени усиленно культивировали чувство недоверия к России. Некий Жан-Луи Гергорен (Jean-Louis Gergorin), бывший директор по стратегическому развитию EADS, уволенный за его анонимные письма, вызвавшие громкий скандал, известный как 'дело Clearstream', постоянно сыпал предсказаниями. Он неоднократно предрекал, что Россия собирается предпринимать шаги по враждебному поглощению группы, возглавляемой Жан-Люком Лагардером (Jean-Luc Lagardère). . .
Не стоит думать, что русские всегда действуют на основе политического расчета. У них есть и промышленная стратегия. Промышленность всей страны в 'строительных лесах'. Отныне Россия хочет иметь своих 'флагманов промышленности'. Роль одного из них отводится ОАК, которая, по мнению Марины Алексеенковой из 'Ренессанс Капитал', представляет собой 'последнюю возможность выживания аэрокосмической промышленности'. Но не стоит забывать и о нефтяной промышленности, которая постепенно волей-неволей переходит под контроль Кремля, о металлургии, которая теперь также крутится в 'путинской центрифуге'. Цель - создать передовые предприятия, которые возродят надежду в когда-то процветавшей, а ныне увядающей промышленности. И не превратиться в 'эмират', живущий исключительно за счет своих запасов нефти и газа, а также, в случае России, природных ископаемых. Россия, страна, которая первой запустила человека в космос, не хочет такого будущего.
Задача перед страной стоит не из легких. 'Вы не можете просто взять и решить, что главной 'специализацией' страны будут природные ископаемые', - говорит Джеймс Фенкнер (James Fenkner), менеджер инвестиционного фонда Red Star. - Или они у вас есть, или их нет'. Иначе говоря, если тебе повезло родиться богатым, очень сложно заставить себя зарабатывать на жизнь. 'Я считаю, что у России мало шансов стать крупным экспортером промышленных товаров, - продолжает Фенкнер. - Вы вряд ли купите автомобиль российского производства. Правда, оборонная промышленность может составить исключение'.
Русский самородок
Опять оборонная промышленность : Действительно, Россия возлагает большие надежды на то, что было ее сильной стороной еще во времена Советского Союза. Чтобы в этом убедиться, нужно всего лишь отъехать на 200 км от Екатеринбурга. Именно там находится один из крупнейших самородков России: 'ВСМПО-АВИСМА', ведущий производитель титана в мире. Титан является стратегическим продуктом, так как он необходим для производства важнейших узлов самолета: крепление крыльев, шасси, и т.п. История с акциями EADS вызывает улыбку у Анатолия Строшкова, отвечающего за авиакосмический сектор 'ВСМПО-АВИСМА'. Его компании не нужно покупать акции европейской группы, которая и так в ее власти. Они поставляют 55 процентов титана, используемого 'Airbus'. Самая важная деталь шасси самолета A380 производится 'ВСМПО-АВИСМА' на мощнейшем в мире штамповочном прессе усилием 75 00 тонн. 'Ни у 'Boeing', ни у 'Airbus', вы не найдете ни одного пассажирского самолета, где не было бы наших деталей', - с гордостью говорит Строшков. На стене его кабинета висит шарж: на нем изображен он сам, держащий в своих здоровущих руках самолет A380 : 'Boeing', правда в долгу не остался - компания создала с 'ВСМПО-АВИСМА' совместное предприятие и под шумок подписала контракт стоимостью 18 миллиардов долларов на поставки в течение двадцати лет!
Слабое звено стратегии Кремля
После того, как публичное предприятие 'Рособоронэкспорт' этим летом получило контроль над 'ВСМПО-АВИСМА', и A380, и B787, и другие 'бриллианты' западной промышленности находятся в руках Кремля. ''ВСМПО-АВИСМА' - предприятие мирового класса, - подчеркивает Джеймс Фенкнер, - и Путин провернул выгодную сделку, когда прибрал его к рукам. Но в среднесрочной перспективе, я не уверен, что это - позитивное изменение. Как правило, государство не очень умело управляет промышленными предприятиями'.
И в этом, без сомнений, заключается слабое звено стратегии Кремля, который в настоящее время усиленно национализирует предприятия, но не всегда задумывается, как он их будет развивать. 'У ВСМПО и так замечательно шли дела, - с сожалением говорит Евгений Гавриленков, пользующийся уважением главный экономист инвестиционного банка 'Тройка Диалог'. - Нынешняя проблема заключается в том, что благодаря нефти, у государства слишком много денег. И намного легче без разбору скупать существующие предприятия, чем попытаться создать что-либо с нуля'. Правда, экономист считает, что эта 'прожорливость' Кремля - явление временное. ' Если цены на нефть стабилизируются, то через два-три года ослабление платежного баланса заставит государство принимать меры, и оно снова начнет приватизацию. Этот 'маятник' существует со времен Екатерины II. Либерализация еще вернется'.
Может быть, он прав. А тем временем Россия, в закромах которой лежат миллиарды долларов, не спешит наращивать темп реформ. А когда она пытается это сделать, то наталкивается на сопротивление, свидетельством чего явилось убийство Андрея Козлова, первого заместителя председателя правления Центробанка России. Козлов, который в течение десяти лет боролся за оздоровление российского банковского сектора, судя по всему, поплатился за то, что недавно отозвал лицензии у многих банков, деятельность которых вызывала сомнения. . .
Путину еще многое предстоит сделать для оживления российской промышленности. Но в настоящий момент, пользуясь тем преимуществом, которое ему дают российские нефть, газ, сталь, титан, он проводит политику возрождения российского величия, политику амбициозную, поскольку российская империя с многих сторон - от Грузии до Украины - чувствует угрозу роста влияния своего давнего американского врага. Для многих попытки русских вернуть славу прошлых дней все еще ассоциируются с колонной танков, на которых красуется серп и молот. . . Прием, оказанный французами главе 'Северстали' Алексею Мордашову, когда тот вел переговоры о союзе с 'Arcelor' против 'Mittal', только укрепил в русских чувство изолированности. 'Потому что мы - большие и богатые', - с иронией сказал Путин в Компьене. В его голосе слышалась легкая горечь, но были в нем и победные ноты.