Россия очень обиделась и рассердилась. Именно так можно рассматривать действия Москвы после ареста на прошлой неделе пятерых военнослужащих российской группировки войск в Закавказье. Министерство внутренних дел Грузии предъявило обвинение в разведдеятельности четырем офицерам РФ и нескольким гражданам Грузии.
Поначалу Россия отозвала посла, эвакуировала семьи дипломатов и военнослужащих, прекратила выдачу виз грузинским гражданам, попросила своих граждан воздержаться от поездок в Грузию и потребовала обсуждения ситуации на Совете Безопасности ООН. Как известно, США и Великобритания отказались обсуждать этот вопрос на этом форуме.
Президент Грузии Михаил Саакашвили назвал решение российских властей об эвакуации своих граждан из Грузии 'истерией' и 'пропагандистским шагом'. Он также потребовал уважения к его государству. К заочной перепалке в минувшее воскресенье подключился российский президент Владимир Путин, который назвал действия грузинских властей актом государственного терроризма с захватом заложников. В ответ власти Грузии обвинили Путина в поддержке сепаратизма.
Вчера Россия продолжила демонстрировать свои рычаги влияния на Грузию. Министерство транспорта РФ заявило о прекращении авиационного, автомобильного, морского и железнодорожного сообщения с Грузией. Тем временем, министерство связи России объявило о прекращении почтового сообщения с Грузией.
Любопытно, что это произошло через несколько часов после того, как Грузия заявила о намерении передать четырех арестованных по обвинению в шпионаже российских военных представителям ОБСЕ. Ожидается, что военные будут переданы главе ОБСЕ Карелу де Гюхту, который вчера прибыл в Тбилиси.
На этом давление России не оканчивается. Москва также дала понять, что может пойти на запрет денежных переводов из России в Грузию. По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, завтра палата рассмотрит вопрос о предоставлении такого права правительству России. Некоторые российские парламентарии заявили о необходимости решить проблему силовым путем.
В Грузии не верят в такую возможность. 'Я не думаю, что они настолько иррациональны, чтобы использовать военную силу', - цитирует грузинского президента агентство Рейтер. Следует отметить, что реакция мирового сообщества на грузино-российский конфликт была быстрой. Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана минувшую субботу провел телефонную беседу с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Он призвал грузинского президента найти быстрое решение спора с Россией, и выразил поддержку предпринимаемым усилиям. Тем временем, председатель ОБСЕ министр иностранных дел Бельгии Карел Де Гухт призвал стороны соблюдать принципы международного права, воздержаться от любых провокационных действий, начать прямой диалог и быстро урегулировать конфликт.
Свою поддержку президенту Грузии Михаилу Саакашвили и всему грузинскому народу выразили президенты Украины, Польши и Литвы Виктор Ющенко, Лех Качиньский и Валдас Адамкус, которые провели переговоры во Львове во время празднования 750-летия со дня основания этого города.
На совместной с президентом Литвы Валдасом Адамкусом пресс-конференции Президент Украины Виктор Ющенко заявил о готовности Киева содействовать разрешению российско- грузинского конфликта дипломатическими методами. Президенты призвали обе стороны не формировать систему взаимоотношений через давление и конфронтации. Литовский президент подчеркнул, что он хотел бы, 'чтобы Грузия имела полное право защищать свои интересы и обращаться к мировому сообществу'.
Несмотря на то, что мировая общественность внимательно следит за развитием событий между Россией и Грузией, вряд ли стоит ожидать улучшения отношений между ними. Между Москвой и Тбилиси существует принципиальная несовместимость во взглядах, что мешает нормализации двусторонних отношений, считает председатель грузинского парламента Нино Бурджанадзе. Что думают по этому поводу грузинский и российский эксперты, читайте в комментарии.
КОММЕНТАРИИ
Гия НОДИЯ , председатель Кавказского института мира, демократии и развития:
- Последние действия Грузии свидетельствуют о том, что она хочет реально ослабить способность России как-то вмешиваться в грузинские дела и дестабилизировать страну. С другой стороны, Тбилиси хотел продемонстрировать свою решимость это сделать, чтобы послать мессидж и собственному населению и России, а также мировому сообществу. Заявление Путина и реакция России в целом свидетельствуют о том, что Россия очень болезненно восприняла арест российских разведчиков. Это в какой-то мере удар по самому Путину, поскольку усиление российской государственности часто связывается в эпоху Путина с увеличением силовых и разведывательных структур. Это в общем серьезный провал ГРУ, который показывает, что то, на чем основывается сила российской государственности, имеет серьезные слабости. Я не могу быть уверен на 100 процентов, но предполагаю, что этот 'шпионский' конфликт может быть достаточно быстро урегулирован.
Федор ЛУКЬЯНОВ , главный редактор журнала 'Россия в глобальной политике':
- На мой взгляд, ситуация совсем не такая, как ее демонстрируют или пытаются демонстрировать обе стороны. Саакашвили ведет сейчас политику, не руководствуясь эмоциями и импульсивными действиями, к которым он склонен. В данном случае, это хорошо просчитанная, хотя и очень рискованная игра, которая связана с проблемой непризнанной территории: Абхазии и Южной Осетии. Все это тесно связано с тем, что на этой неделе, по сути, будет предрешен вопрос о статусе Косово. Как только это произойдет, то ситуация с грузинскими территориями в Абхазии и Южной Осетии качественно меняется. Из сложной проблемы для Грузии она превращается в безнадежную. Дело не в том, что Россия будет всячески использовать эту ситуацию в своих интересах. Но просто, по логике, убедить абхазов и осетин, что косоварам можно, а им нельзя, видимо, не удастся. Соответственно Саакашвили нужно играть на опережение, чтобы попытаться не потерять окончательно все. Первая задача для него - продемонстрировать, что Россия не может ни в каком контексте рассматриваться как конструктивный участник процесса урегулирования конфликтов в Абхазии и Северной Осетии. Задача номер два - продемонстрировать, что Грузии НАТО необходимо не вообще, а как защита от угрозы. Для этого Тбилиси нужно добиться максимально неадекватной реакции России. Чем более неадекватная реакция будет со стороны России, тем ближе Грузия к выполнению своей задачи по дискредитации России как участника процесса по непризнанным территориям. Пока Россия это понимает и действует очень осторожно. И то, что Путин, назвав грузинскую политику продолжением курса Берии, но при этом дал указание о продолжении вывода войск из Грузии, свидетельствует о том, что в Москве реально понимают, что цель как раз состоит в том, чтобы добиться именно силового вовлечения России в конфликт. При этом понятно, что попытки России силой решить этот вопрос приведут к тому, что весь Запад будет на стороне Грузии, не разбираясь в сути. Сейчас идет очевидная война нервов, когда обе стороны демонстрируют, что они готовы пойти до конца. Я думаю, что окончательного столкновения не будет и, мне кажется, что этих офицеров в конце концов, может быть, очень скоро выдворят. Но после этого отношения России и Грузии снизятся практически до нуля.
N167, вiвторок, 3 жовтня 2006