Если Европа - и, прежде всего, Польша - не хочет потерять Украину, то она должна там разговаривать со связанными с Россией баронами из восточной Украины, которые стоят за Виктором Януковичем.
'Визит премьера Януковича в Брюссель может развеять иллюзии тех, кто считал, что хотя бы украинская внешняя политика осталась в руках президента Ющенко'. Так наиболее влиятельный украинский еженедельник 'Дзеркало Тижня' ('Зеркало недели') подытожил первый визит Виктора Януковича в Брюссель, в ходе которого 14 сентября тот объявил, что Киев пока приостанавливает ходатайства о членстве в НАТО, но продолжает стремиться в Европейский Союз.
Для многих государств, принадлежащих к НАТО, декларация Януковича была даром небес. Не является тайной то, что не все члены Пакта были энтузиастами дальнейшего расширения на Восток. Но в членстве Украины были заинтересованы американцы, поляки, его поддержали все новые члены НАТО, и остальным было неловко блокировать это решение, тем более что после оранжевой революции Киев заслужил какую-нибудь награду за последовательную защиту демократии. Членство в НАТО, значение которого постоянно уменьшается, которое все больше становится элитарным политическим клубом, нежели эффективным военным пактом, казалось соответствующей наградой.
Своим отказом Янукович также снял тяжелый груз с плеч тех членов пакта, которые заинтересованы в поддержании лучших отношений с Россией, и которые готовы признать территорию бывшего СССР исключительно сферой российского влияния. Тем более что это удалось сделать элегантно, руками самой Украины. Ее не надо было обманывать, использовать дипломатические трюки и штучки.
Приходящие из Киева сигналы, что президент Ющенко будет пытаться дезавуировать декларацию Януковича о прекращении ходатайств о членстве в НАТО, звучат, может, и благородно, но обречены скорее на неудачу. В течение, по крайней мере, нескольких месяцев никто в ЕС не захочет говорить с Украиной, считая ее несерьезной страной. Заявление Януковича также ослабит позицию Киева в начинающихся переговорах по новому договору с Европейским Союзом, которые должны начаться в следующем году. Само слово 'Украина' будет некоторое время вызывать в Брюсселе и большинстве западных столиц исключительно кривую усмешку на устах.
Из Донецка в Европу
Существует вопрос, знал ли Янукович о том, какие последствия будут иметь его слова, и если знал, то почему решился их произнести. Мало убеждают объяснения, что он сделал это для того, чтобы не потерять доверия своего пророссийского и антинатовского электората. До следующих выборов на Днепре осталось более трех лет, а украинская декларация о начале действий на предмет получения членства в НАТО, которую должны были - согласно неофициальной информации - огласить во время ноябрьского саммита НАТО в Риге, не означает автоматического вступления в ЕС.
Готовый уже в течение нескольких месяцев документ ставит акценты на 'экономических политических и общественных реформах, усилении демократических институтов, развитии гражданского общества, усилении защиты прав человека, реформе судопроизводства и всей сферы безопасности'.
Реализация этих принципов, наверное, не помешала бы Украине, независимо от того, когда она войдет в НАТО. Польский опыт учит, что когда политическая элита страны, переживающей трансформацию, видит перед собой кнут в виде конкретной цели, то ее реформаторский запал становится больше. 'Если бы премьер хотя бы бегло захотел познакомиться с этим документом, тогда он, может быть, изменил бы свое поспешное решение по отношению к НАТО и признал, что стремление к членству в ЕС выгодно для Украины', - пишет 'Дзеркало Тижня'.
Янукович, однако, этого не сделал. О своем решении он заранее не проинформировал президента Ющенко, который по Конституции отвечает за внешнюю и оборонную политику. Ющенко несколько раз убеждал Януковича, чтобы он не делал резких движений по вопросу НАТО. Последний разговор состоялся тут же перед выездом Януковича на Экономический Форум в Кринице в начале сентября, где украинский премьер пытался выглядеть как стопроцентный европеец. По мнению украинских обозревателей, Криница должна была стать генеральной репетицией перед визитом Януковича в Брюссель. Что же случилось, что в течение нескольких дней премьер столь кардинально изменил свое мнение?
Как неофициально узнала 'Gazeta' в украинском МИДе - руководимом горячим сторонником вступления в НАТО Борисом Тарасюком - на стыке августа и сентября уже было готово письмо Януковича на имя генерального секретаря НАТО, в котором украинский премьер высказывается за расширение отношений с Североатлантическим Союзом, а в последнем абзаце декларируется, что Киев намерен приступить к ходатайствам на предмет членства. Однако когда письмо из МИДа попало в канцелярию правительства, советники Януковича по делам внешней политики вычеркнули из него последний абзац, без которого текст оказался полностью лишенным содержания. Борис Тарасюк должен был об этом знать, потому что перед выездом в Брюссель отказался сопровождать премьера, официально из-за плохого самочувствия. Вероятно, не хотел наткнуться на насмешливые взгляды дипломатов из стран-членов НАТО.
Ментальность офицера ГРУ
Для того чтобы понять причины этого сальто Януковича, стоит обратить внимание на его главного советника по вопросам внешней политики - Анатолия Орла, человека с внешностью английского аристократа, но с крайне пророссийскими взглядами. В Советском Союзе был связан с военной разведкой ГРУ, знает много языков и свободно чувствует себя в мире дипломатии. Орел уже в 90-е годы был замминистра украинской дипломатии, но Тарасюк, ставший тогда в первый раз руководителем МИДа, в атмосфере скандала вывел его из штата ведомства за пророссийскую позицию.
Все же Орел нашел себе место в администрации тогдашнего президента Леонида Кучмы, в которой он был заместителем руководителя отдела по международным делам. На этом посту он прославился своим протестом против визита Папы Римского на Украину, а когда он все-таки состоялся, заявил на пресс-конференции в Киеве: 'Мы хотим войти в Европу, что не означает ухудшения отношений с Россией. Мы являемся православной страной, и визит Папы этого не изменит'. Орел был одним из главных архитекторов доктрины 'многовекторности', реализовывавшейся во времена Кучмы, которая предполагала удержание равновесия в отношениях между Востоком и Западом. Но на практике эта доктрина привела к тому, что Киев был гораздо ближе к Москве, что прервалось лишь с оранжевой революцией.
- Меня беспокоит, что премьер Янукович окружен людьми, время которых, казалось, давно уже миновало, - говорит разбирающийся в украинской ситуации профессор Богдан Осадчук.
То ли Орел сейчас отыгрывается на своем бывшем прозападном шефе Тарасюке, то ли не может расстаться с ментальностью офицера ГРУ?
- Я в таких делах придерживаюсь убеждения, что в этих органах служат всю жизнь. Поэтому людей с таким прошлым нельзя использовать на столь важных должностях, - добавляет профессор Осадчук.
Но не только советники могли иметь влияние на решение Януковича по вопросу НАТО. Не исключено, что, уже подписывая в августе предложенный Ющенко Универсал Народного Единства, который открыл ему дорогу к креслу премьера, Янукович знал, что преступит пункт, обязывающий подписавшие его партии 'придерживаться курса евроатлантической интеграции'. Об этом свидетельствует проект украинского бюджета на будущий год. Министерства обороны и иностранных дел - контролируемые президентом Ющенко - должны будут считаться с урезанием бюджета, которые по некоторым статьям достигают половины средств. Секвестр, прежде всего, коснулся всех программ, связанных с пропагандой вхождения страны в НАТО и ЕС. В этом году правительство выделило на эти цели миллион долларов, что и так было смешной цифрой по отношению к потребностям, но в будущем году министрам придется удовлетвориться половиной этой суммы. Все указывает на то, что антинатовские действия не являются единичным фортелем Януковича, а стали частью более широкой стратегии.
Патриоты бизнеса
Украинские наблюдатели обманываются в том, что Ющенко удастся ей противостоять на заседании Совета Безопасности и Обороны, в котором его представители имеют большинство. Если Совет проголосует за вхождение в НАТО, то президент сможет издать указ по этому вопросу, который в силу конституции станет обязательным для всех органов власти. Но Янукович уже публично заявил, что не контрассигнует этот указ, и, значит, его правительство его не признает.
Все указывает на то, что в Киеве обостряется конфронтация между премьером и президентом. Янукович является премьером неполный месяц, но последовательно старается расширить сферу своей власти. Хотя в конституции ясно написано, что внешняя политика и оборона остаются в ведении президента, именно Янукович публично повторяет, что теперь за эту сферу отвечают парламент и правительство.
Янукович пытается ограничить власть президента во всех областях, в которых возможно. Его новейшая идея основывается на изменении закона о местном самоуправлении. Пока должности руководителей исполнительных областных структур подвластны президенту. Янукович проводит кампанию на предмет переподчинения их правительству или парламенту. Опросы общественного мнения показывают, что украинцам это нравится.
Доверие к Януковичу растет (по последним исследованиям составляет 49%), в то время как к Ющенко оно падает (38%). Можно ожидать, что конфликт между президентом и премьером будет углубляться и дальше. Неважно, кто в этом споре прав - сам конфликт будет губителен для украинской политики. Энергия, которую можно было бы направить на модернизацию и реформы, будет потрачена на очередную войну в верхах. В ситуации конфликта в политических элитах Киеву не стоит рассчитывать на какие-либо предложения о более тесном сотрудничестве с НАТО и ЕС.
- По моему мнению, ни Янукович, ни те, кто стоит за ним, еще окончательно не решили, какую политику они хотят проводить. В связи с этим ближайшие месяцы могут стать ключевыми для будущего Украины, - говорит киевский философ, профессор Мирослав Попович.
Партия Регионов Януковича - это удивительное чудище. Оно опирается на олигархов тяжелой промышленности из русифицированной восточной Украины, символом которых является самый богатый украинец Ринат Ахметов, ныне депутат Верховной Рады. Ментально и культурно люди типа Ахметова похожи на русских, но в бизнесе являются украинскими патриотами, так как конкурируют с российской промышленностью, борясь за место на европейских и мировых рынках. Это противоречие является причиной тому, что настолько привлекательной им кажется политика равновесия между Востоком и Западом.
В то же время для среднего избирателя Партии Регионов родиной является не Украина, а СССР. К тому же электорат Регионов составляют в основном шахтеры, металлурги и работники иных отраслей, которые экономически пострадали от независимости Украины, которой сопутствовал упадок прежних хозяйственных структур. Партия Регионов удерживает их от социального взрыва, вместо хлеба предоставляя им игры в виде пророссийской и антинатовской риторики.
Банановая Украина
Не знаю, возможно ли быстро убедить элиту Партии Регионов откорректировать свою политику, и что могло бы стать для нее соответствующим поощрением, чтобы она решилась на это. Но если Европа - и, прежде всего, Польша - не хочет потерять Украину, то она должна там разговаривать с людьми типа Ахметова. Так поступил американский посол в Киеве, который, узнав, что Янукович станет премьером, тут же выехал в Донбасс. Последствия первого визита Януковича в Брюссель демонстрируют, что он немногого достиг, но попытка не пытка. Или хотя бы принудить к такому диалогу проевропейски настроенных представителей украинской элиты.
Партия Регионов не позволит навязать себе прозападный курс силой, что пытаются сегодня сделать люди президента Ющенко. Она должна быть уверена, что и сама выиграет на этом, и сможет найти аргументы, чтобы убедить в этом своих избирателей.
Нельзя также исключить самого худшего сценария, по которому Янукович и его Партия Регионов вопреки провозглашенным декларациям совсем не заинтересованы в Европе, и их полностью удовлетворяет тот статус, который Украина имела в десятилетие правления Кучмы. Лавирование между Востоком и Западом позволяло им избегать обязательств, самим формировать правила игры в государстве, только становящемся независимым, строящем администрацию, правовую систему и экономическую систему. Это гигантское поле для злоупотреблений, коррупции, присвоения целых отраслей экономики, что связанная с Кучмой элита производила чрезвычайно ловко.
Если Партия Регионов и ее элита хочет продолжать относиться к Украине, как к банановой республике, на которой можно прекрасно паразитировать, то никакие аргументы не убедят ее в пользе сближения с Западом. Единственная надежда остается на самих украинцах, которые, может быть, - если Янукович обеспечит им повторение истории - во второй раз выйдут на киевский майдан, чтобы снова сказать ему 'нет'.
Перевод Владимира Глинского, специально для БЛОТТЕР.РУ