Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Травля медведя

Грузия должна избегать провоцирования излишне чувствительной России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Перекрытие всего воздушного, железнодорожного, автомобильного, морского и почтового сообщения между Россией и Грузией привело к резкой эскалации политической напряженности между двумя странами и подчеркнуло ту ярость, с которой Кремль отреагировал на арест четырех российских военных в Грузии по обвинению в шпионаже

Перекрытие всего воздушного, железнодорожного, автомобильного, морского и почтового сообщения между Россией и Грузией привело к резкой эскалации политической напряженности между двумя странами и подчеркнуло ту ярость, с которой Кремль отреагировал на арест четырех российских военных в Грузии по обвинению в шпионаже. Россия уже привела свои войска, размещенные в Грузии, в режим повышенной боевой готовности, отозвала посла и эвакуировала многих своих граждан. Она поставила вопрос о Грузии на рассмотрение Совета Безопасности ООН и рассматривает возможность принятия закона о запрещении всех банковских операций между двумя странами, что не позволит грузинам, работающим в России (а их больше миллиона), переводить денежные средства на родину и нанесет удар по шаткой экономике страны. Ясно, что Москва пытается поставить Грузию на колени.

Однако президент Саакашвили дает понять, что вставать на колени перед гигантским соседом он не намерен. Он обвиняет Россию в том, что она стремится силой заставить его повиноваться и заявляет, что Грузия не позволит обращаться с собой как 'с захолустьем некой возрождающейся империи'. Он, тем не менее, отказался от своей угрозы судить четырех офицеров и передал их Бельгии, председательствующей в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, подчеркнув при этом, что его правительство предъявляет им обвинение. Они вернулись в Москву.

Истоки ссоры следует искать в событиях трехгодичной давности, когда в ходе 'революции роз' демонстранты вынудили Эдуарда Шеварднадзе уйти в отставку. Во многом благодаря посредничеству России обошлось без насилия, и к власти пришел молодой, получивший образование в США Михаил Саакашвили. Однако с тех пор отношения резко ухудшились. Москву выводит из себя заигрывание Грузии с НАТО, приглашение ее властями американских военных советников и бесцеремонное игнорирование российских озабоченностей. Язвительные комментарии Саакашвили, предоставление им трибуны президенту Бушу для критики России и тесные отношения с другими критиками на постсоветском пространстве, например, с президентом Украины Ющенко - все это вызвало небывалое раздражение России, решившей действовать по принципу 'око за око'. Так, был наложен запрет на импорт грузинского вина, а в разгар зимы на магистральном газопроводе, соединяющем Грузию и Россию, произошел таинственный взрыв.

России не стоит быть такой чувствительной. Грузия с населением в пять миллионов вряд ли может представлять собой какую-то угрозу ее безопасности. Было уязвлено самолюбие России, а вместе с тем нанесен урон традиционным культурным, религиозным и историческим связям. Но Россия не должна воображать, будто, поворачиваясь лицом к Западу, какая-либо бывшая советская республика обязательно делает антироссийский шаг, или что политика - это всегда игра с нулевой суммой.

Однако это также значит, что Саакашвили должен серьезно подумать, прежде, чем дразнить Москву. Наивно считать, что Грузия может игнорировать своего соседа, а Запад предложит военную или дипломатическую защиту. Сама география велит вести себя благоразумно. Грузия обвиняет Россию в том, что она блокирует разрешение конфликтов в Южной Осетии и Абхазии, но в обоих регионах грузинский национализм вызывает отторжение, и нежелание Абхазии подчиняться Тбилиси - это не происки Москвы. Россия пообещала вывести свои базы из Грузии к 2008 г., но опасения того, что вслед за этим Грузия атакует Абхазию, вполне обоснованны. Опасность в том, что словесная перепалка может привести к кровавым инцидентам. Саакашвили поступит правильно, если будет стремиться к постепенному улучшению пошатнувшихся отношений.

____________________________________________________________

Господину Путину пора остановиться ("The Guardian", Великобритания)

Хватит запугиваний ("The Washington Post", США)