Rz: Многие действующие офицеры WSI [польской военной разведки - прим. пер.] прошли подготовку в ГРУ, организации еще более таинственной, чем КГБ. . .
Виктор Суворов: ГРУ было создано в 1918 г. для ведения разведывательных операций за рубежом. Под нынешним названием Главное разведывательное управление существует с 1942 г. В настоящее время в его состав входит 18 специализированных отделов. Это была военная разведка, а КГБ можно назвать тайной полицией, занимавшейся защитой режима от внутренних врагов. Даже если КГБ вел операции за рубежом, то его главным противником все равно оставались внутренние враги. Самое простое сравнение выглядит так: КГБ - это советский аналог гестапо, а ГРУ - абвера.
- ГРУ готовило также офицеров из других социалистических стран. Встречались ли вы с ними, и сколько их было?
- Офицеров ГРУ готовила Академия Советской армии. На самом деле, это была Военно-дипломатическая академия. Ни первое, ни второе название не отражало ее сути. Это был обычный камуфляж.
На самом деле, это была школа разведки. В мои времена в ней было четыре отдела. Три - для советских офицеров. Первый, который закончил я, готовил сотрудников разведки, которые должны были работать под прикрытием гражданских организаций - в дипломатии, Аэрофлоте, торгпредствах. Второй отдел готовил военных атташе, а третий - советских офицеров, которые вели операции внутри СССР, а также в рамках коммунистического блока - в ПНР, ГДР и т.д. Наконец, четвертый отдел готовил офицеров из других стран Варшавского договора. Мы были от них изолированы. Впрочем, не только от них. Обучаясь на первом отделении, я не мог общаться со слушателями второго и третьего, не говоря уж о четвертом.
- ГРУ и службы разведки других социалистических стран вели совместные акции . . .
- Конечно. Все советские военные планы были тесно связаны с Варшавским договором. Главнокомандующий войсками ОВД был одновременно заместителем министра обороны СССР. Структура напоминала организацию Коминтерна. Теоретически он состоял из независимых партий, а фактически всем руководил товарищ Сталин.
В ОВД было похоже, и даже хуже, потому что там никто не притворялся. Все генеральные штабы были напрямую подчинены заместителю министра обороны СССР, а также генеральному штабу Советской армии. То же самое было с их военной разведкой. Она находилась под полным контролем ГРУ.
- Из этого следует, что польские офицеры тоже ему подчинялись.
- Конечно. Возьмем польскую военную разведку. Официально она была частью генерального штаба польской армии, но при этом полностью контролировалась Москвой. Советское командование стремилось лишь к сохранению конкуренции между разведслужбами отдельных стран, чтобы таким образом получать информацию из разных источников. Так что формально каждая из этих структур действовала сама по себе, но все нити все равно вели в Москву. Здесь находился настоящий центр руководства всеми этими службами.
- Можно ли им было сохранить хотя бы частичную независимость от Москвы?
- Такой возможности не было. Советский Союз принимал решения даже о том, кто будет министром обороны или шефом генерального штаба и без его одобрения назначения подобного рода были просто невозможны.
- Говорят, что тот, кто стал офицером или сотрудником спецслужб, никогда с ними не расстанется. Насколько велика вероятность того, что прошедшие школу ГРУ сохранили связи с российской разведкой?
- Отвечу словами президента Путина. Однажды, когда он уже стал хозяином Кремля, его спросили, правда ли, что он бывший чекист. Он ответил, что чекисты бывшими не бывают. Так же и с офицерами ГРУ. Нет бывших офицеров или агентов разведки. Это как вступить в мафию. Выйти уже не получится. С другой стороны, я не хотел бы обобщать, что все польские офицеры, прошедшие подготовку в ГРУ, - это российские агенты. Однако я думаю, что люди, работавшие в тесном контакте с советскими спецслужбами, в том числе, ГРУ, должны искать себе работу вне структур, связанных с безопасностью государства.
Беседовал Славомир Поповский (Slawomir Popowski)
____________________________________________________________
Виктор Суворов (настоящая фамилия Резун) был офицером советской разведки. В 1974 г. закончил Военно-дипломатическую академию и четыре года работал в женевской резидентуре ГРУ. В 1978 г. бежал в Великобританию. Свой опыт описал в книгах, в т.ч. в 'Аквариуме' и 'Ледоколе', ставших мировыми бестселлерами. В бывшем СССР он был заочно приговорен к смертной казни.