Российские власти разрабатывают новую стратегию обеспечения национальной экономики углеводородными видами топлива. Эта стратегия, инспирированная всемогущим 'Газпромом', заключается в том, что теперь энергетические потребности национального рынка будут удовлетворяться исключительно за счет угля и мазута. Это позволит 'Газпрому' экспортировать весь производимый в России газ, без чего - каким бы невероятным это ни показалось - эта монополия не сможет в среднесрочной перспективе выполнять свои обязательства по международным контрактам.
Данная ситуация является следствием двух важных факторов. В течение пяти последних лет Россия значительно увеличила объемы своих поставок газа на европейский рынок и принялась осваивать динамичные рынки Китая и Юго-Восточной Азии, параллельно занимаясь реализацией крупных проектов в области транспортировки газа. Но амбициозные планы страны, продиктованные геополитическими соображениями, могут не осуществиться, если производство газа в России будет и дальше стагнировать. По мнению Эльмара Муртазаева, известного российского эксперта, в течение последних десяти лет 'Газпром' постоянно сокращал свои инвестиции в производство газа в пользу других активов. 'Истощение газовых месторождений практически невозможно компенсировать вводом в эксплуатацию других скважин', - говорит он, и добавляет, что данная ситуация усугубляется тем фактом, что рост национальной экономики приводит к увеличению потребности в газе на внутреннем рынке на 3-4 процента ежегодно.
Некоторые российские эксперты прогнозируют, что, если энергетическая политика России не изменится кардинальным образом, ее к 2010 году ждет дефицит газа в размере от 80 до 150 млрд. кубометров. До настоящего времени руководство 'Газпрома' пыталось компенсировать дефицит с помощью контроля над независимыми производителями газа. 'Г-н Миллер, председатель правления 'Газпрома', и его команда стараются выскрести все до донышка, - считает Муртазаев, - но этого не достаточно'.
Поэтому и было принято решение постепенно лишить национальную экономику газа ради экспортных поставок. В действительности этот выбор означает, что российские власти готовы поступиться интересами национальной экономики ради своих геополитических амбиций. Тем не менее, новая стратегия рано или поздно отрицательно скажется на экономическом и социальном развитии России. Согласно расчетам РАО ЕЭС России, монополиста в области производства электроэнергии, который первым пострадает от грядущих перемен, переход на угольное и мазутное топливо в четыре раза повысит себестоимость производства электроэнергии.
Повышение цен на электроэнергию, в свою очередь, приведет к снижению эффективности химической, металлургической и машиностроительной промышленностей, конкурентоспособность которых напрямую связана с низкими ценами на энергию. Стоит ли говорить о том, какие последствия повлечет за собой это повышение цен для населения.
____________________________________________________________
"Газпром" пожинает лавры своей дружбы с Кремлем ("The New York Times", США)