Published: October 4 2006 03:00
Россия наряду со многими другими странами недавно обвиняла Израиль в неадекватных действиях в ответ на захват двух его солдат. Однако сейчас она сама проявляет необычайно чрезмерную реакцию. Уже после того, как Грузия освободила четырех обвиненных в шпионаже российских военнослужащих, Москва перерезала все транспортные связи со своим южным соседом. Она также заявила о запрете на денежные переводы из России в Грузию, которые, по ее утверждению, используются для наращивания военной мощи против поддерживаемых Москвой анклавов внутри этой страны.
Безусловно, прозападный президент Грузии Михаил Саакашвили не упускает возможности для критики в адрес России. Например, в январе он очень быстро увидел руку Москвы во взрыве трубопровода, по которому в Грузию поставляется газ из России - несмотря на то, что российские инженеры очень быстро его отремонтировали и поставляют в Грузию газ даже сейчас, в разгар нынешнего кризиса. Но такие выпады грузинской стороны - это лишь мелкие уколы по сравнению с жестким бойкотом, который в этом году ввела Россия против якобы некачественного грузинского вина и минеральной воды, а также с транспортной блокадой, якобы вызванной нарушениями Грузией правил безопасности.
Более того, российский президент Владимир Путин, сам являющийся выходцем из служб безопасности России, на прошлой неделе раздраженно назвал арест российских офицеров в Грузии частью "политического наследия" печально известного шефа сталинской полиции Лаврентия Берии, который, как и сам Сталин, был этническим грузином.
Все это - проявление общей модели поведения России в отношении страны, которую она не простила за выход из состава СССР в момент его распада. На самом деле, она так и не позволила Грузии полностью выйти. Россия по-прежнему содержит на грузинской территории две военные базы, которые должны быть закрыты через два года. Она выполняет роль защитника двух мятежных анклавов на грузинской земле - Абхазии и Южной Осетии. Она цинично раздает в этих анклавах российские паспорта, чтобы при необходимости оправдать свои действия интересами защиты собственных граждан.
Так что же толкает Россию к усилению того хаоса, который уже возник на ее кавказском южном фланге? Москва ощущает потребность в противостоянии попыткам Саакашвили ввести Грузию в НАТО - ведь североатлантический альянс недавно согласился начать с Тбилиси "активный диалог" о таком вступлении. Но это лишь первая ступенька длинной лестницы, ведущей к членству в НАТО. И кое-кто опасается, что поднимаясь по ней, Тбилиси на определенном этапе может вовлечь альянс в активные действия в Абхазии и Южной Осетии. Москва обвиняет некоторые входящие в НАТО восточноевропейские страны в продаже Грузии старого российского оружия. Если это так, то это неразумные действия.
Но главная проблема состоит в неспособности России принять постсоветскую реальность. Путин твердо намерен не дать другим частям бывшей советской империи последовать примеру стран Балтии и оказаться втянутыми в орбиту Запада. И это вызвано тем, что он погряз в мышлении времен "холодной войны" и в ее идеях о зонах исключительного влияния.
Такие страны, как Грузия, должны иметь возможность поддерживать хорошие отношения как с Западом, так и с Россией. От такого положения все только выиграют - ведь это отнюдь не игра с нулевым исходом.
____________________________________________________________
У России Грузия на уме ("The Wall Street Journal", США)
Хватит запугиваний ("The Washington Post", США)
Господину Путину пора остановиться ("The Guardian", Великобритания)