Политолог Арчил Гегешидзе не считает конфликт с Россией событием экстраординарным
Обострение отношений между Россией и Грузией, по словам грузинского политолога Арчила Гегешидзе, не было неожиданностью для его соотечественников. Однако, несмотря ни на какие трудности, Грузии отстается только идти вперед по пути демократии.
Господин Гегешидзе, как вы прокомментируете конфликт между Россией и Грузией?
То, что произошло, для меня и многих в Грузии не было неожиданностью. Правда, таким ажиотажем и международным резонансом ни один кризис еще не сопровождался. Кстати, при всей этой шумихе, которую подняла российская пропаганда, ни в одном из заявлений официальная Россия не отрицала факт шпионажа. Кроме того, я считаю, что реакция России была неадекватной.
Последние события показали, на что способна Россия, каков у нее арсенал воздействия на Грузию. С другой стороны, мы увидели, насколько сильна поддержка и помощь Грузии с Запада. Проблемы Грузии прочно заняли свое место в диалоге западных институтов с Россией. Грузинский вопрос затрагивался и в беседе Путина с Бушем.
Запад поддерживает выбранный Грузией курс на демократию и интеграцию в европейские и западные структуры. Собственных сил справиться с Россией у нас, разумеется, нет, Россия может раздавить нас в минуту. Нам остается только идти вперед, не поддаваясь на провокации.
Какой главный вывод вы можете сделать из сложившейся ситуации?
Грузия изменилась. Государственная система стала мощнее. Россия же стремится помешать всем альянсам и проектам, которые осуществляются без ее участия, любое движение в этом направлении считает недружественным шагом.
В целом Европа и Запад все еще воспринимаются в России, мягко говоря, как оппоненты. А Грузия сейчас для России - самое антироссийское государство на всем посткоммунистическом пространстве. Никто так громко, принципиально и бесстрашно не критикует Россию, отстаивая свои национальные интересы.
Вы находились в Эстонии, когда возник этот конфликт.
Я представляю независимый Фонд стратегических и международных исследований. Наша цель - способствовать повышению качества принимаемых в стране решений. Мы обучаем госслужащих в основном среднего звена. В этот раз мы приехали в Эстонию в рамках одной из таких образовательных программ, нацеленных на интеграцию с институтами Евросоюза. Эстония в этом отношении считается в Грузии самой передовой страной.
Опыт Эстонии интересен нам тем, что ваша страна одновременно с модернизацией всех структур строила демократию. Есть такое мнение, что сначала надо создать экономическую, административную и политическую системы и лишь потом развивать демократические ценности. Такой путь, например, прошли Сингапур, Тайвань, Южная Корея. И полной демократии там до сих пор не достигнуто. Без демократии я для Грузии будущего не вижу.
Отношения Эстонии и Грузии развиваются в дружественном ключе. К примеру, совсем недавно Эстония выделила средства и специалистов, чтобы помочь Грузии в реформе тюремной системы.
Мы хотим научиться у Эстонии многому, перенять опыт государственного и административного управления, опыт реформ в области пенитенциарной, правоохранительной, опыт реформ систем здравоохранения и образования.
Эстония как член ЕС и НАТО может подсказать Грузии, какие шаги стоит предпринять, а какие нет.
Какими вам видятся первоочередные задачи, стоящие перед современной Грузией?
В ближайшей перспективе Грузия, безусловно, считает первоочередной задачей членство в НАТО. В будущем году, весной или осенью, мы бы хотели получить приглашение для участия в МAP (Membership Action Plan) - программе подготовки к членству в НАТО. Это будет означать для нас, что Грузия является кандидатом в члены НАТО. Затем начнется период формальный интеграции Грузии в НАТО, что для нас станет историческим шагом.
Наиболее серьезное давление со стороны России, на мой взгляд, можно ожидать как раз между получением приглашения и собственно членством в НАТО. Ведь вступление в НАТО - это ориентир на западные ценности, это может стать своеобразным символом для Армении и Азербайджана. Это событие получит не только внутригосударственное, но и региональное значение.
Как жители Грузии оценивают ситуацию в стране? В какой степени они поддерживают курс, выбранный правительством?
Грузия пока далека от того, чтобы считать себя благополучной страной. Нам предстоит непростой путь, но надеюсь, опираясь на опыт других стран, мы пройдем его быстро. Относительно избранного курса в грузинском обществе на данный момент наблюдается практически консенсус - 70-75 процентов населения поддерживает вступление в НАТО. Внутренне мы ориентированы на западные ценности.
К тому же для развития собственной страны нам нужны гарантии безопасности, которые мы может получить только на Западе. И в перспективе 10-15 лет мы хотели бы сблизиться с Евросоюзом.
Арчил Гегешидзе
- Родился в 1956 году в Тбилиси.
- Ведущий эксперт Фонда стратегических и международных исследований Грузии (GFSIS).
- Занимается вопросами региональной безопасности и анализом политических рисков.
- Работал в правительстве Грузии в 1992-2000 гг.
- Последняя должность в правительстве - глава отдела анализа внешней политики и главный советник президента Эдуарда Шеварднадзе по вопросам внешней политики.