Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему российско-грузинская ссора может стать головной болью для США

Москва хочет обуздать своего стремящегося в НАТО соседа, и шпионский скандал может дать ей такую возможность

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москва наращивает противостояние с маленькой, стремящейся попасть в НАТО соседней Грузией, для чего она закрыла все транспортное и почтовое сообщение с этой страной. Ничто теперь не может пересечь границу: ни поезда, ни самолеты, ни суда, ни автомашины, ни почтовые переводы. На этот раз, все гораздо серьезнее и хуже, чем рядовая размолвка России с бывшей страной-сателлитом

Москва наращивает противостояние с маленькой, стремящейся попасть в НАТО соседней Грузией, для чего она закрыла все транспортное и почтовое сообщение с этой страной. Ничто теперь не может пересечь границу: ни поезда, ни самолеты, ни суда, ни автомашины, ни почтовые переводы. На этот раз, все гораздо серьезнее и хуже, чем рядовая размолвка России с бывшей страной-сателлитом. Противостояние Москвы и Тбилиси может вскоре вызвать сильную головную боль у администрации Буша, поскольку Соединенные Штаты Америки поддерживают право Грузии на сближение с Западом.

Прозвучавшие в четверг заявления о введении новых санкций были сделаны несмотря на то, что Грузия к тому времени уже передала четырех офицеров российской разведки, обвиненных в шпионаже. Они стали реакцией на многомесячные оскорбления в адрес России, на угрозы восстановить суверенитет Грузии над мятежными промосковскими провинциями Южная Осетия и Абхазия, а также на физическое насилие в отношении проходящих службу в Грузии российских военнослужащих. Москва утверждает, что Россия, являющаяся пострадавшей стороной, вынуждена принимать ответные меры.

Однако этот кризис, подстегиваемый излишне эмоциональными и беспорядочными выходками Грузии, на самом деле, соответствует устремлениям Москвы. Ведь основополагающая причина данного конфликта - это геополитическая ориентация Грузии. Грузия присоединилась к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, прошедшему в обход российской территории и положившему конец монополии России на транспортировку каспийской нефти на мировые рынки. Грузия выказывает неповиновение Москве по целому ряду региональных вопросов. И она пытается вступить в НАТО. А это ставит российскую военную верхушку перед перспективой появления стратегического соперника в южном подбрюшье России, где он будет укреплять свои позиции. Говоря коротко, этот кризис является отражением неспособности России согласиться с независимостью Грузии.

В рамках ужесточения финансовой блокады российская законодательная власть рассмотрит в среду законопроект о запрете на все денежные переводы в Грузию. Сумма таких переводов, которые посылают домой 1,2 миллиона работающих сегодня в России грузин, составляет примерно 2 миллиарда долларов в год. А это 20 процентов валового внутреннего продукта Грузии.

Однако грузины совершенно осознанно пошли на прошлой неделе на провоцирование своего соседа-гегемона, устроив показное шоу из ареста четырех российских офицеров и пригрозив им 20-летним тюремным заключением. Они также выставили кордоны вокруг штаба группы российских войск в Тбилиси, потребовав выдачи еще одного офицера. Две группы российских военнослужащих были разоружены и избиты.

А Россия, тем временем, оказалась вполне подготовленной к эскалации напряженности. Москва отозвала из Грузии своего посла, закрыла посольство и эвакуировала его персонал. Четырехтысячная группировка российских войск в Грузии была приведена в повышенную готовность, получив приказ вести огонь на поражение в целях самообороны. "Эти люди [грузины] думают, что под защитой своих иностранных спонсоров они находятся в полной безопасности, - повышенным тоном заявил в воскресенье российский президент Владимир Путин, - но так ли это на самом деле?"

Выпад Путина в адрес США был вполне прозрачен. И Россия еще больше усилила свою открытую поддержку планов Южной Осетии и Абхазии по отделению. Эти регионы, поощряемые Россией, откололись от Грузии в начале 90-х годов, и Москва относится к ним, как к аннексированным территориям. Путин официально пригласил лидеров этих республик на крупное экономическое совещание, состоявшееся в воскресенье недалеко от грузинской границы.

Осознав, насколько опасно провоцировать разгневанную Россию, грузины быстро дали обратный ход. Четырех арестованных российских офицеров передали в руки европейских дипломатов, и в понедельник вечером они прибыли в Москву. Но вместо того, чтобы в ответ на это предпринять успокаивающие действия, Кремль, похоже, ухватился за предоставленную Грузией возможность, чтобы "дожать" ее до конца.

Отношения между Грузией и Россией становились все более напряженными еще в последние годы существования Советского Союза, когда эта бывшая советская республика выбрала себе в президенты ярого националиста. Раскол усилился во время распада СССР, когда российские военные оказывали помощь осетинским и абхазским сепаратистам. Отношения дошли до точки разрыва, когда два года назад в результате народного восстания к власти пришло нынешнее правительство Михаила Саакашвили.

Грузии вряд ли удастся заманить мятежные регионы обратно под свое крыло, если Тбилиси не сделает такой выбор для осетин и абхазов более привлекательным, нежели объединение с Россией. Грубые намеки Саакашвили на возможное применение силы дали Москве возможность обвинить грузинское руководство в угрозе агрессии. И это, вне всяких сомнений, помогло президенту Владимиру Путину сплотить российское общество под знаменем национализма. Опрос, проведенный в прошлом месяце радиостанцией "Эхо Москвы", показал: 40 процентов ее обычно либерально настроенной аудитории считает, что национальные интересы России оправдывают жесткую линию в отношении Грузии. Такой ура-патриотизм может прекрасно сыграть на руку пока еще не названному преемнику Путина - точно так же, как война в Чечне в 1999 году сыграла на руку Путину. Такое может произойти, если у Путина хватит смелости пойти на риск и, бросив вызов США, попытаться восстановить господство Москвы в своем собственном, как он считает, "огороде".

Учитывая обязательства Соединенных Штатов перед Грузией, можно понять, насколько серьезную дилемму это противостояние создает для США. Если быстро не остановить Путина и Саакашвили, то небольшая размолвка, начавшаяся с ареста четырех российских офицеров, может быстро перерасти в настоящее бедствие.

____________________________________________________________

Не сильно приятный сосед ("The Financial Times", Великобритания)

У России Грузия на уме ("The Wall Street Journal", США)

Травля медведя ("The Times", Великобритания)

Хватит запугиваний ("The Washington Post", США)

Господину Путину пора остановиться ("The Guardian", Великобритания)