Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Джеймс Шерр: Янукович и его люди имеют плохое представление о Западе

Партия регионов будет делать большие промахи и ошибки, производя тем самым чрезвычайно плохое впечатление на Запад

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Даже Янукович недооценивает серьезность проблем между Украиной и Россией. Янукович ошибочно считает, что Виктор Ющенко создал проблемы с Россией. Проблема же состоит в том, что Россия ощущает себя сильной и считает, что Украина - слабая. Неразумные уступки усилят позицию России и заодно ослабят способность Запада помочь Украине, особенно когда эти уступки относятся к таким критическим факторам, как собственность на трубопроводы, евроатлантическую интеграцию и вступление Украины в ВТО

Старшего научного сотрудника Центра исследований конфликтов оборонной академии Великобритании Джеймса Шерра хорошо знают в украинских политических и экспертных кругах, которые занимаются вопросами безопасности и обороны. Британский аналитик прекрасно разбирается во всем, что происходит в Украине. В отличие от западных дипломатов и натовских чиновников, он может сказать, что думает Запад о процессах, происходящих в Украине. Ранее он в интервью 'Дню' выразил сомнение в том, что подписанный ведущими политическими партиями Украины, спикером Верховной Рады и Президентом Украины Универсал национального единства обеспечит достижение заложенных в нем целей. Это сейчас совершается на наших глазах. Какие проблемы стоят в настоящее время перед Украиной после того как новое правительство не воспользовалось шансом перехода к более высокому этапу отношений между Украиной и Альянсом? Как правительство выполняет принятые в Брюсселе обещания по формированию позитивного имиджа НАТО среди украинского населения? Сможет ли украинский Президент противостоять возросшей роли премьера? Какую роль может и должна сыграть бывшая премьер-министр в борьбе, которая начинается между властью и оппозицией? Об этом рассказывает интервью 'Дню' британский аналитик.

- Что Украина потеряла, не воспользовавшись шансом перейти к более высокому уровню сотрудничества с НАТО - Плану действий по обретению членства в Альянсе?

- По моему мнению, с момента исчезновения возможности создания новой 'оранжевой' коалиции исчез шанс перехода Украины к ПДЧ в этом году. Но не обязательно - в будущем. Никто в НАТО, кто имеет здравый смысл, не будет поддерживать такой важный шаг, как ПДЧ, пока не станет абсолютно ясно, куда движется Украина и существует ли полный консенсус между Президентом и правительством относительно главного политического курса Украины. И это очень разумно.

ПДЧ, в принципе, имеет очень большие преимущества для Украины или для любой страны, которая по- настоящему стремится интегрироваться в евроатлантические структуры и хочет стать членом НАТО. Кроме того, ПДЧ дает преимущества даже для обретения членства в Европейском Союзе.

Министр обороны Анатолий Гриценко правильно сказал, что в ПДЧ главные вопросы - это внутренние, которые являются самыми сложными и объединяющими, переход через которые позволит Украине развиваться согласно стандартам евроатлантического сообщества. Речь идет о демократизации, подотчетности, бюджетном контроле, модернизации административной структуры. Без этих изменений ресурсы не попадут людям, которые нуждаются в них. Государство не будет работать эффективно, и поэтому не будет настоящей безопасности. Реформы сектора обороны и безопасности не будут иметь значения, если не будут реализованы названные выше реформы. ПДЧ как раз охватывает перечисленные проблемы. ПДЧ предоставляет людям в любой стране-кандидату настоящие стимулы и поддержку, которые нужны для решения этих сложных проблем. С этой точки зрения не имеет значения, будь это 2006, 2007 или 2008 год. ПДЧ мог бы быть очень выгодным для Украины. Конечно, если Украина не хочет вступать ни в НАТО, ни в ЕС, тогда от ПДЧ мало пользы.

- Не может ли прятаться за этим шагом правительства Януковича желание вообще не выполнять реформы, которые предусматриваются в ПДЧ?

- С моей точки зрения, Виктор Янукович хочет возродить многовекторную политику, но на очень твердой основе. Президент Путин не один раз повторил в этом году, что на международной арене уважают только сильных. Янукович как украинец понимает последствия этих слов для Украины. Мне кажется, украинский премьер понимает, что если Запад потеряет интерес к Киеву и если исчезнет его поддержка, то Украина окажется в постоянно невыгодной позиции по отношению к России, и он не хочет этого.

Существующая проблема имеет три разновидности. Во-первых, в окружении Януковича есть люди, взгляды которых в отношении России являются более или менее реалистичными и значительно более благосклонными и, я бы даже сказал, значительно дифференцированными, чем взгляды самого премьера.

Вторая проблема состоит в том, что сам Янукович и его люди имеют плохое представление о Западе. Они переоценивают наши оценки геополитического фактора Украины. Они недооценивают наши оценки внутреннего фактора Украины. Мы считаем, что самой большой проблемой безопасности Украины являются отношения между политикой и бизнесом в Украине. Возрождение норм эры Кучмы в области администрирования и финансирования углубляет эту проблему. В результате, ненамеренно, Партия регионов будет делать большие промахи и ошибки, производя тем самым чрезвычайно плохое впечатление на Запад.

Третья проблема состоит в том, что даже Янукович недооценивает серьезность проблем между Украиной и Россией. Янукович ошибочно считает, что Виктор Ющенко создал проблемы с Россией. Проблема же состоит в том, что Россия ощущает себя сильной и считает, что Украина - слабая. Неразумные уступки усилят позицию России и заодно ослабят способность Запада помочь Украине, особенно когда эти уступки относятся к таким критическим факторам, как собственность на трубопроводы, евроатлантическую интеграцию и вступление Украины в ВТО.

- Если продолжить тему НАТО, то интересно услышать ваше мнение о том, каким может быть путь Украины в Альянс, учитывая нынешнюю ситуацию в стране? Один из российских политологов Дмитрий Тренин сказал, что путь Украины в НАТО будет совсем отличным от польского и балтийского пути.

- Тренин прав - Украина не похожа на Польшу. Польша является страной, которая благодаря своей истории имеет самоуверенность, которой не хватает Украине, очень сильное ощущение своей идентичности, чего не имеет Украина, а также глубокую уверенность в том, что Россия никогда не будет иметь положительного влияния в Польше. Украина является очень противоречивой и разделенной страной. Если эта противоречивость не будет уменьшена, если Украина не создаст объединительной идеи и не определит, чего она хочет, она не сможет присоединиться к НАТО без риска вызвать серьезные внутренние проблемы в стране. Поэтому я никогда не был сторонником быстрого вступления Украины в НАТО. Я всегда говорил, что Украина может вступить в Альянс так быстро, как это возможно. А это требует лидерства и способности убеждать общество. Даже если только западная часть Украины понимает выгоды членства в НАТО, этого недостаточно. Если это поймут политики и бизнесмены из восточной Украины, тогда страна может быть убеждена в необходимости членства в НАТО.

- Верите ли вы в то, что Янукович выполнит свое обещание по приданию позитивного имиджа НАТО?

- Пока нет. Он ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам евроатлантической интеграции. Он также сокращает бюджет на те сферы, где это как раз необходимо. Сокращаются статьи бюджета, которые предусмотрены не только на информирование общественности о НАТО, но и на реформирование вооруженных сил, а также выполнение государственных программ. Наиболее чувствительным является строительство жилья для военнослужащих. Известно, что существует связь между предоставлением жилья, дальнейшим сокращением вооруженных сил и репутацией министра обороны и армии. Итак, политическая борьба и политические игры над торжественными обещаниями и острыми потребностями. Нет сомнения, что такое имеет место.

- После поездки Януковича в Брюссель министр иностранных дел Борис Тарасюк сказал, что Президент имеет инструменты для реализации внешней политики. Что вы думает об этом? Имеет ли сейчас Ющенко какие- то рычаги влияния для осуществления и управления внешней политикой страны?

- К сожалению, рычагов у Президента мало. Украина еще не стала обществом, которое руководствуется законом, нормативными документами, обязательствами и соглашениями. Украинское общество управляется властью и деньгами. Партия регионов имеет власть и деньги. Президент Виктор Ющенко должен был понять, что, подписав Универсал национального единства, он сдал ключевые рычаги Виктору Януковичу и Партии регионов. Если он даже превратит СНБО в агрессивный политизированный инструмент а ля Порошенко, он не выиграет. Он не вернет себе назад утраченные позиции, а лишь тем самым поможет Регионам обвинить его в параличе и хаосе. Но если Президент превратит СНБО в сильный, политически нейтральный и уважаемый инструмент, тогда он сможет поставить некоторые барьеры и сохранить некоторые президентские прерогативы.

- Может ли Тимошенко стать секретарем СНБО и тем самым, как говорят некоторые эксперты, усилить позицию Президента?

- Прежде чем она станет секретарем СНБО следует поставить несколько вопросов. Какой фактической властью она будет обладать? Неужели можно поверить, что люди Президента не будут ставить ей палки в колеса, как это было прежде? Каким будет результат столкновения между ее волей и реальной властью Регионов? Возможно, оба проиграют, но как она выиграет? Как это будет содействовать ее имиджу?

Новый этап суматохи и беспорядка будет подарком тем в Украине, кто убежден в том, что Тимошенко является опасной личностью, и тем на Западе, кто считает, что Украина является клубком неизлечимых проблем. Сила Тимошенко в том, что она незаражена властью. Ее роль состоит в том, чтобы вести борьбу с коррупцией, произволом государства и обнищанием населения. Для этой цели она должна вести крестовый поход против парламентского иммунитета. Ее сила будет увеличиваться, когда Регионы начнут совершать ошибки. Страна будет помнить, что только 32 процента голосовало за Януковича и люди осознают, кто виноват.

- Что, по вашему мнению, Украина заплатила или еще заплатит России за достигнутое соглашение о поставках российского газа до конца года по цене 95 долларов, а в следующем ориентировочно по 130?

- Две цели очень важны для Украины. Она должна сохранить суверенитет своей энергетической системы. И в то же время она должна реформировать и модернизировать свою энергетическую систему. Существуют два отличия между украинским и российским энергетическим сектором. С одной стороны, украинский сектор является более нетранспарентным, темным, хуже управляемым, чем российский. А с другой, - российский энергетический сектор работает в интересах России, а украинский работает против интересов Украины. Это два самых важных приоритета, которые стоят перед Украиной. Она имеет рычаг влияния на Россию, поскольку сегодня и следующие 10 лет Украина будет транзитной сетью 80 ти процентов российского газа. Ведь главная выгода для российского Газпрома состоит в том, что украинские трубопроводы позволяют дешево поставлять газ в Европу. Никто не ожидает, что Россия собирается зарабатывать деньги на продаже газа Украине. Российский рынок находится в Европе. Все, что сейчас россияне делают, все аргументы о рыночной цене предназначены для достижения одной цели - взять под контроль весь украинский энергетический сектор и трубопроводы. И как только Россия добьется успеха, она будет продавать Украине газ по значительно меньшим ценам, чем рыночные. Если Украина будет получать более дешевый газ, но цену на газ придется переназначать каждые четыре месяца, Украина станет заложником России в этой игре.

Высказанная точка зрения принадлежит автору и не обязательно совпадает с точкой зрения британского правительства.

N168, середа, 4 жовтня 2006

____________________________________________

Джеймс Шерр: Все будет зависеть от решительности Запада не отдавать Украину ("День", Украина)