Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кризис между Россией и Грузией: 'Москва не удосуживается соблюдать приличия'

Сейчас Россия безоговорочно подвергает сомнению суверенитет Грузии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на критические высказывания ЕС и Вашингтона, Москва снова начала конфликтовать с соседом, который, по ее мнению, слишком заглядывается на Запад. Россия обожглась на Украине, ее беспокоит возможное размещение ракет НАТО в Польше, и поэтому ее действия становятся все более и более беспощадными

Депортированные шпионы. Исследователь Мари Мандрас(Marie Mendras) считает, что своими жесткими мерами президент Путин бросает вызов Европейскому Союзу.

На прошлой неделе Грузия решила сначала арестовать, а затем выслать в Москву четырех российских военных, которых обвинила в 'шпионаже'. Ответ Кремля был крайне резок. В воскресенье президент Владимир Путин обвинил грузинские власти в совершении акта 'государственного терроризма'. В понедельник он демонстративно ввел новые санкции против Тбилиси - в дополнение к эмбарго на некоторые товары - и приостановил воздушное, железнодорожное, морское сообщение и почтовую связь между Российской Федерацией и маленькой кавказской страной.

Несмотря на критические высказывания ЕС и Вашингтона, Москва снова начала конфликтовать с соседом, который, по ее мнению, слишком заглядывается на Запад. Россия обожглась на Украине, ее беспокоит возможное размещение ракет НАТО в Польше, и поэтому ее действия становятся все более и более беспощадными. Мари Мандрас, специалист по России, политолог, сотрудник Государственного центра стратегических исследований (CNRS) и Центра международных исследований (Ceri) делится с нами своим взглядом на данную ситуацию.

- Какой логике следует Москва в своих отношениях с Тбилиси?

- Нынешние события хорошо укладываются в рамки эскалации напряженности, которую мы наблюдаем с начала этого года, и частью которой явился газовый кризис. В начале 2006 года Грузии, как и Украине, неожиданно перекрыли поставки российского газа. Я не могу не думать об этом в нынешнем контексте. Сейчас Москва применяет те же методы - устрашение, запугивание - и уже не удосуживается соблюдать приличия. Россия хочет добиться желаемого, взяв Грузию измором. Если ее целью является ослабление Тбилиси, то, в условиях сильной дестабилизации Кавказского региона, она играет с огнем.

- В росте этой напряженности нет ли доли вины Грузии?

- Можно задаваться вопросом о разумности ареста и последующей высылки четырех российских военных из Тбилиси, ведь с самого начала было очевидным, что реакция Москвы будет очень бурной. К тому же в этом году грузинское правительство уже играло мускулами. Я была в этой стране в мае этого года, когда президент Саакашвили устроил военный парад, чтобы продемонстрировать военный потенциал своей страны. Поэтому, несомненно, можно говорить о конфронтации, даже если сила на стороне России. В частности, Москва пользуется уязвимостью и зависимостью Грузии в экономической и энергетической областях.

- В чем, по Вашему мнению, лежат истоки данной конфронтации?

- Всегда сложно найти разумное зерно в политике эскалации напряженности. Несомненно одно - с момента развала СССР в 1991 году отношения между этими двумя странами были сложными, напряжение то спадало, то опять нарастало. В центре настоящих противоречий находятся региональные конфликты, которые ошибочно называют 'замороженными'. Речь идет о двух маленьких территориях - Южной Осетии и Абхазии - которые требуют независимости от Грузии, в чем их поддерживает Россия. Под прикрытием миротворческих сил, российские войска до сих пор находятся на этих территориях. Этот факт затрудняет шаги Грузии по сближению с НАТО и Европейским Союзом.

- Как Вы оцениваете речь Путина, в которой он говорит о 'государственном терроризме', а другие московские политики поговаривают о 'войне'?

- Все очень просто - сейчас Россия безоговорочно подвергает сомнению суверенитет Грузии. Не может не вызывать беспокойства тот факт, что Владимир Путин и его окружение прибегают к преувеличенным, а зачастую и просто грубым формулировкам. Они говорят о грузинах в уничижительном тоне, намекают на то, что им нельзя доверять. Когда в прошлую субботу Путин был в Компьене, он заявил, что грузинский президент чересчур эмоционален, подразумевая, что с ним невозможно иметь дело.

- Какова конечная цель Москвы?

- В краткосрочной перспективе она хочет повлиять на страны Евросоюза и НАТО и заставить их свернуть политику сближения с Грузией, которая после прихода к власти Саакашвили встала на путь демократических реформ. Нынешний 'пожар' совпал по времени с усилением диалога между Тбилиси и НАТО, а также подготовкой Евросоюза к заседанию совета сотрудничества ЕС-Грузия, которое состоится в ноябре. Взаимосвязь очевидна. Москва бросает вызов двадцати пяти государствам-членам Евросоюза: способны ли они выработать единую позицию и не позволить Вашингтону играть роль арбитра в отношениях между Грузией и Россией?

__________________________________________

Почему российско-грузинская ссора может стать головной болью для США ("Time", США)

Теперь Москва вцепится в Грузию мертвой хваткой ("Le Figaro", Франция)