Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Борат, ты не прав: я никогда не видел, чтобы гомосексуалисты в казахских автобусах носили голубые шляпы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как это здорово: тема казахских автобусов вновь зазвучала в новостях после почти 90-летнего перерыва. (В последний раз это было в 1918 году, когда наш человек из Times Стивен Грэм воспользовался автобусом, чтобы унести ноги из Усть-Каменогорска, услышав с годичным опозданием о произошедшей в России революции.) Сегодня Борат, этот обладатель мужественных усов и герой

Как это здорово: тема казахских автобусов вновь зазвучала в новостях после почти 90-летнего перерыва. (В последний раз это было в 1918 году, когда наш человек из Times Стивен Грэм (Stephen Graham) воспользовался автобусом, чтобы унести ноги из Усть-Каменогорска, услышав с годичным опозданием о произошедшей в России революции.) Сегодня Борат, этот обладатель мужественных усов и герой одноименного фильма, дал всем фетишистам Центральной Азии возможность вспомнить о своих непревзойденных поездках в казахских автобусах в интересах региональной стабильности и гармонии отношений между полами.

Я ограничусь тремя маршрутами. Первый - из Бишкека в Алматы, этот классический город советской эпохи. Автобус выезжает из киргизской столицы, но почти сразу же попадает в идиллию гор Кендыктас, где ленинские приспешники тысячами уничтожали казахских кочевников, а их наследники все равно мирно занимались сельским трудом на протяжении следующих 70 лет. Следующий маршрут: троллейбус ? 18 идет от кафедрального собора в Панфиловском парке, что в центре Алматы, до сюрреалистического бетонного колосса высокогорного катка "Медео", где благодаря стероидам и угрозам исключения из партии удалось установить более 150 советских рекордов по скоростному бегу на коньках. И наконец, двухдневная поездка из Семипалатинска в расположенный неподалеку от монгольской границы Берель, где местные пастухи все еще в пыль измельчают рога маралов на продажу китайским знахарям, которые утверждают, что этот порошок повышает плодовитость и облегчает боль при родах.

Во время всех этих поездок казахские женщины сидели в автобусах, а не на крышах. И хотя по статистике среди нас должно быть хотя бы минимальное количество гомосексуалистов, никто там не носил голубых шляп.

Поскольку распространением фильма "Борат" занимается одна из дочерних копаний News Corporation, которая, в свою очередь, является материнской компанией Times, мне трудно обвинять главного героя картины в преднамеренной фальсификации. Возможно, бюджет фильма был слишком мал, чтобы проводить исследования этой страны. Но в любом случае, я не верю, что президенты Джордж Буш и Нурсултан Назарбаев отказались на прошлой неделе от приглашения посмотреть эту картину в Вашингтоне лишь из-за слишком фривольного обращения автора с фактами. Президенты были просто слишком увлечены компанией друг друга - ведь у них так много общего.

Оба руководят большими и прекрасными странами с покрытыми снегом горными хребтами и с огромными ядерными полигонами, зараженными радиацией. Оба заправляют космодромами мирового класса. Оба в деле обеспечения динамичного развития экономики своих стран очень сильно зависят от энергичным национальных меньшинств (латиноамериканцы в США; русские в Казахстане). Обоим время от времени приходится вступать в дискуссии с коренными народами, которые надоедливо твердят о геноциде прошлого и массовых экспроприациях. Оба правят своими государствами, находясь внутри коконов, сплетенных их советниками, которые слишком боятся говорить им правду о внешнем мире.

Что касается Буша, именно такой вывод нам предлагается сделать по прочтении последней книги Роберта Вудворда (Bob Woodward) "Состояние отрицания" (State of Denial). Что касается Назарбаева, то это неисправимый экс-коммунистический диктатор, чья дочь является одним из богатейших в стране олигархов, и чей зять вполне серьезно предлагал преобразовать институт казахского президентства в монархию.

Назарбаеву еще предстоит познать одну истину, состоящую в том, что для его богатой нефтью захолустной страны, стремящейся к более весомому положению в глобальной политике, хороша любая известность. Да это просто написано огромными буквами: благодаря проекту "Борат" приток иностранных туристов в Казахстан резко увеличится. И проблема для мелкой чиновничьей сошки Назарбаева из министерства туризма в его новой и безлюдной столице Астане будет состоять лишь в том, как такой разовый резкий скачок превратить в постоянную туристическую тенденцию.

Мало кто из новых визитеров купится на чистую экзотику этой единственной в мире стране с двумя исчезающими внутренними морями (речь идет об Аральском море и об озере Балхаш). Мало кого можно будет завлечь видами степи размером с Уэльс, единственное и эксклюзивное предназначение которой - быть свалкой для мусора, остающегося после запуска космических кораблей с Байконура.

Туристам понадобятся более существенные стимулы, и здесь может помочь кумыс. Это забродившее кобылье молоко (а не моча, - позвольте здесь с вами не согласиться, господин Борат, он же Саша Барон Коэн, бакалавр искусств Кембриджского университета). Кумыс довольно крепкий напиток, хотя и вызывающий отвращение. Однако настоящая проверка Казахстана на гостеприимство заключается в оценке отношения его народа. Сможет ли он посмеяться над тем, как над ним злословят, или он угрюмо надуется?

Посол Казахстана в Лондоне сказал: "Мы относимся к фильму как к комедии". Это хороший знак. Будем надеяться, что посла за это не уволят. Дело в том, что приходящий на ум наш собственный опыт в отдаленно напоминающем эту историю случае довольно печален. Три года назад Крейг Мюррей (Craig Murray), наш посол в одиозном государстве Узбекистан, который является соседом Казахстана, неудачно продемонстрировал свое чувство юмора, сказав что-то насчет попустительства Британии пыткам в этой стране. Что с ним случилось, спросите вы? Министерство иностранных дел его уволило.

____________________________________________________________

Гримасы оскорбительного и несправедливого фильма "Борат" оставляют отвратительный привкус ("The Guardian", Великобритания)