Забудьте о серых китах, лососе и сохранении девственной природы Сибири. Борьба между компанией Shell и Кремлем по поводу гигантского проекта по сжижению природного газа на острове Сахалин ведется из-за долларов и центов, а не из-за экологических разрешений.
Крупное увеличение стоимости проекта, о котором было объявлено в июле прошлого года, расстроило надежды Кремля на получение прибылей от продажи газа. И высокопоставленный советник президента Путина вчера ясно дал понять, что перерасход неприемлем. "Мы хотим сохранить существующую структуру затрат", - заявил Аркадий Дворкович.
Спор между Shell и Кремлем наносит огромный ущерб. Он отравил инвестиционный климат и вызвал мощное беспокойство в Японии и Южной Корее, которые согласились закупать большую часть газа с "Сахалина-2". Ряд ведущих энергетических компаний, включая Tokyo Electric и Kogas, находятся в состоянии крайней озабоченности в связи с тем, что первые танкеры с замороженным топливом могут так и не отправиться в плавание с Сахалина в 2008 году, как планировалось.
В основе возникшего спора лежат два фактора. Это контракт, которым глубоко недовольно российское правительство, а также неправильное расходование средств и ошибочное сметное планирование Shell, из-за которого стоимость проекта с заявленных при его запуске в 2003 году 10 миллиардов долларов выросла до 20 миллиардов, фактически удвоившись.
Что еще хуже, Shell заявил об огромных масштабах удорожания проекта всего через неделю после подписания соглашения с "Газпромом" об обмене активами. Российская компания очень хочет обрести знания и опыт в области производства сжиженного природного газа, которых у нее нет. В связи с этим Shell согласился обменять 25 процентов акций проекта "Сахалин-2" на половину западносибирского газового месторождения "Заполярное".
7 июля прошлого года, в день печальной годовщины бомбардировок Лондона, председатель правления Shell Иерун ван дер Вир (Jeroen van der Veer) пожимал руки руководителям "Газпрома" на пресс-конференции в своей лондонской штаб-квартире. А через неделю Shell рассказал всему миру и своему изумленному российскому партнеру, что стоимость сахалинского проекта удвоилась.
Смятение главного акционера "Газпрома", коим является Кремль, было усугублено тем, что "Сахалин-2" регулируется соглашением о разделе продукции (СРП), в соответствии с которым компания-оператор ограждается от налогов и работает в особом правовом режиме в течение всего срока действия проекта. СРП, широко применяемым в развивающихся странах, отдают предпочтение те нефтяные компании, которые хотят избежать рисков, присущих политике государств неспокойного третьего мира. Самой важной частью СРП является то, что нефтяная компания имеет возможность компенсировать все свои затраты путем реализации нефти и газа до начала раздела прибыли со страной-хозяйкой.
Российские нефтяные компании активно выступали против закона о СРП, заявляя, что иностранные компании обязаны идти на те же политические риски, что и местные. По мнению российских аналитиков, соглашение о разделе продукции проекта "Сахалин-2" оказалось особенно щедрым для компании-оператора Shell, поскольку оно предоставляет Shell право самостоятельно устанавливать смету. Именно об этом положении глубоко сожалеет российское правительство.
Бюджет сахалинского проекта составлялся и утверждался руководством Shell под руководством бывшего председателя правления компании сэра Фила Уотса (Phil Watts), которого отправили в отставку после появления информации о том, что Shell завышала данные о своих резервах. Менеджеры, участвовавшие тогда в разработке проекта, признают, что расходы на проведение работ в отдаленной местности с арктическим климатом были действительно занижены, поскольку цены на нефть и газ находились на низком уровне. Сторонникам проекта "Сахалин-2" надо было продемонстрировать, что проект пригоден с финансовой точки зрения, и им удалось этого добиться.
Сметные расходы резко выросли по причине значительного повышения цен на сталь, недостаточной квалификации и сложных условий работы. Был передвинут подводный трубопровод из-за опасений в том, что он может пройти по местам кормления редких видов китов. Колебания валютного курса создали хаос в цифрах. "Сахалин" лишь один из целого ряда гигантских нефтегазовых проектов, пострадавших от инфляции цен, но он вызвал самые крупные споры политического характера.
Сахалинская сага
Май 2003 г. - Shell подписывает с компанией Tokyo Gas соглашение о продаже 1,1 миллиона тонн сжиженного природного газа в год и приступает к реализации 10-миллиардного проекта "Сахалин-2" совместно с компаниями Mitsui и Mitsubishi.
Апрель 2004 г. - Times обнаруживает перерасход средств по смете сахалинского проекта на сумму в 2 миллиарда долларов.
Март 2005 г. - Под давлением природоохранных организаций Shell заявляет об изменении маршрута прокладки своего сахалинского трубопровода, чтобы стороной обойти места кормления исчезающих серых китов.
7 июля 2005 г. - Shell заключает соглашение с "Газпромом" об обмене 25 процентов акций сахалинского проекта на половину газового месторождения "Заполярное".
14 июля 2005 г. - Shell признает, что смета расходов сахалинского проекта удвоилась, дойдя до уровня 20 миллиардов долларов, и что первые поставки сжиженного природного газа начнутся не раньше лета 2008 года, то есть на восемь месяцев позднее, чем ожидалось.
Август 2006 г. - Российское министерство природных ресурсов заявляет, что обратится в суд с целью прекращения строительства трубопровода, поскольку опасается, что он пройдет по территории возможных оползней.
18 сентября - Российское правительство отзывает экологическую лицензию на второй этап проекта, что вызывает недовольство министерства иностранных дел и по делам Содружества Великобритании и Еврокомиссии.
19 сентября - Премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe) предупреждает Кремль, что дипломатическим отношениям между Россией и Японией может быть нанесен ущерб, если экологическое разрешение на реализацию проекта "Сахалин-2" не будет возвращено. Японские энергетические компании уже согласовали контракты на покупку большей части сахалинского сжиженного газа.
26 сентября - Европейский банк реконструкции и развития заявляет, что откладывает принятие решения о финансировании нефтегазового проекта "Сахалин-2" до тех пор, пока не будет урегулирован спор с Россией по поводу воздействия на окружающую среду. Ожидалось, что банк предоставит кредит на 400 миллионов евро инвестиционной компании Sakhalin Energy, представляющей собой консорциум в составе Shell, Mitsui и Mitsubishi.
Российские шаги в бизнесе
Вмешательство Кремля в деятельность иностранных коммерческих предприятий
Сахалин - спор с Shell по поводу роста издержек и экологических разрешений
Ковыктинское месторождение - спор с ТНК-ВР по поводу условий участия "Газпрома" в экспорте газа в Китай
EADS - Государственный Внешторгбанк приобретает 5 процентов акций авиакосмической корпорации EADS и требует для себя места в совете директоров
Штокмановское месторождение - Звучит заявление о том, что американские компании могут быть исключены из газового проекта в Баренцевом море.
____________________________________________________________
Кремлевская дипломатия Shell: не подмажешь - не поедешь ("The Times", Великобритания)