- Вадим Юрьевич, сейчас много говорят о правительственном кризисе, если 'оранжевые' министры, выйдут из правительства. Что вы думаете об этом?
- Вряд ли это будет полномасштабный кризис. Если 'оранжевые' министры уйдут, то Партия регионов найдет хоть и не равноценную, но замену. Всегда есть охочие занять министерские кресла.
- Как, по-вашему, сложатся отношения НУ и БЮТ в оппозиции?
Что касается оппозиции, здесь, по сути, будут две ветви: нашеукраинская и бютовская. Вряд ли будет создано какое-то монолитное оппозиционное объединение. Тем более, что у 'Нашей Украины' и БЮТ все-таки разные интересы, разные резоны и расчеты. БЮТ заинтересован в радикализации оппозиции, радикализации противостояния. 'Наша Украина' склонна к более спокойной оппозиционной деятельности. Поскольку повышать градус оппозиционной активности означает играть на дестабилизацию. Ведь 'Наша Украина' пропрезидентская партия, а дестабилизация ситуации играет в данном случае против Президента, и это 'Наша Украина' будет учитывать. Вот почему это будут две ветви оппозиционной деятельности. Одна - умеренная, другая - более радикальная.
- Если говорить в целом, как вы вообще расцениваете решение 'Нашей Украины' уйти в оппозицию? Оно правильное? Это хорошо или плохо?
- В политике не бывает или однозначно хорошо или однозначно плохо. Есть оптимальное решение на данном этапе. С одной стороны, 'Наша Украина', уходя в оппозицию, сохраняет свое политическое лицо, электоральные перспективы и увеличивает оппозиционный пул политических сил. Своим невхождением в широкую коалицию НУ делает Партию регионов намного слабее. Как бы ставит на Партии регионов 'печать' левой, региональной силы. Уйдя в оппозицию, 'Наша Украина' лишила Партию регионов маневра в рамках широкой коалиции. Лишила маневра правительство. Поскольку по одним вопросам они могли рассчитывать на голоса социалистов и комунистов, по другим - 'Нашей Украины'. То есть здесь Наша Украина как бы выигрывает. Но с другой стороны, вряд ли 'Наша Украина' сможет обогнать БЮТ в оппозиционном забеге.
У 'Нашей Украины' не простая ситуация: быть в такой оппозиции, которая не привела бы к дестабилизации. Вряд ли 'нашеукраинцы' и регионалы готовы к полномасштабной политической войне, и это тоже будет ограничивать оппозициность 'Нашей Украины'. Есть риск, что опять раскол по западу и востоку создаст дополнительное политическое и социальное напряжение между регионами. Зачем тогда нужно было городить Универсал, подписывать его в прямом эфире и говорить, что 'Схiд i Захiд разом'? То есть тут нельзя сказать, что 'Наша Украина' выиграла или проиграла. Или Президент выиграл, а Партия регионов проиграла. Думаю, что ситуация более подвижная, более многомерная. Но не столь однозначна, чтобы говорить о выигрышах и проигрышах.
- Кстати, наши северные соседи очень обеспокоились. Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска считает, что переход 'Нашей Украины' в оппозицию может привести к новому обострению ситуации и роспуску парламента.
- Россия обеспокоилась не напрасно. Я бы не исключал, что невхождение 'Нашей Украины' в коалицию имеет геополитическое значение. Поскольку здесь будет обострена борьба за Украину, за украинский курс, за внешнеполитический курс. В последнее время оказалось, что у премьер-министра Януковича достачно сильные позиции, чтобы озвучить (пока только озвучить) в Брюсселе и Москве свои внешнеполитические акценты. Складывается впечатление, что акции оранжевых на брюссельской бирже значительно упали. И Янукович начинает выступать чуть ли не основным внешнеполитическим ньюсмейкером, устраивающим и Брюссель, и Москву. Эта ситуация вполне устраивала Россию. Сейчас внутри Украины опять ситуация неопределенная.
Вообще, мне кажется, Россия может в этом видеть какой-то американский сценарий, рассчитаный на повышение градуса политической напряженности на постсоветском пространстве для того, чтобы довести до конца 'цветные' проекты в Грузии и в Украине. По крайней мере Россия может так рассматривать последние события.
- Насколько вероятны досрочные выборы?
- Досрочные выборы вероятны всегда. Если говорить о хитрых и изощренных юридических процедурах, то роспуск парламента возможен и сегодня. Если ситуация в стране будет развиваться по радикальному сценарию, по сценарию противостояния и сценарию 2004 года, тогда роспуск парламента возможен. И один из таких вариантов - не столько распад коалиции, сколько сценарий, предложенный Юлией Тимошенко, когда сдается 150 депутатских мандатов. Понятно, что юридически это будет не безупречный сценарий, но политически вполне рациональный.
N170, п'ятниця, 6 жовтня 2006