Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В битве за влияние в бывших советских республиках Москва одерживает верх над Западом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе Россия ввела торговое и транспортное эмбарго против Грузии, похожее на эмбарго США в отношении Кубы, чтобы подвергнуть давлению прозападное правительство этой страны. Данные действия были предприняты после неприятного шпионского скандала между бывшими советскими государствами. Эти шаги ясно продемонстрировали решимость Кремля восстановить свои позиции на территории так называемого "ближнего зарубежья".

October 6, 2006; Page A1

В борьбе за влияние, энергоресурсы и распространение демократии на территории своей бывшей империи Москва одерживает большие победы и действует все беспощаднее, вызывая растущую озабоченность Запада.

На этой неделе Россия ввела торговое и транспортное эмбарго против Грузии, похожее на эмбарго США в отношении Кубы, чтобы подвергнуть давлению прозападное правительство этой страны. Данные действия были предприняты после неприятного шпионского скандала между бывшими советскими государствами. Эти шаги ясно продемонстрировали решимость Кремля восстановить свои позиции на территории так называемого "ближнего зарубежья".

Когда во время телефонного разговора президентов России и США в понедельник возник вопрос об аресте четырех российских офицеров, обвиненных в шпионаже, намек Владимира Путина Джорджу Бушу был прозрачен: не вмешивайтесь.

Постсоветское пространство, где в бывших советских республиках проживает много русских, где проходят трубопроводы, перекачивающие сибирскую и каспийскую нефть и газ на рынки Запада, стало передним краем конфликта между все более напористой Россией и Западом. Кремль, похоже, увидел в шпионском скандале признак того, что Запад не испытывает особого желания вмешиваться на стороне Грузии.

Всего два года назад казалось, что Россия утрачивает власть над частями своей бывшей империи, веками входившими в ее состав. Американские войска начали базироваться на территории богатой нефтью Центральной Азии, где Москва отчаянно пыталась сохранить собственное влияние. Пришли к власти прозападные правительства в Грузии и на Украине, что придало Белому Дому смелости, и он начал говорить о захлестывающей регион волне демократии. Российские руководители обвиняли США в организации этих революций и выражали открытую тревогу в том, что Вашингтон вынашивает схожие планы и в отношении Москвы, стремясь поставить там, у власти более дружественное правительство.

С тех пор самое важное из этих восстаний - украинская "оранжевая революция" - погрязло во внутренних склоках своих лидеров, что дало возможность для назначения в августе на пост премьер-министра открыто пророссийского политика. В прошлом месяце он заявил, что Украина приостанавливает свою заявку на членство в НАТО. Центрально-азиатские государства, стремившиеся играть на противоречиях Запада и Москвы, в основном перешли в российский лагерь. Они начали изгонять американцев с военных баз, а также укреплять военные и прочие связи с Москвой. В этом году Россия заключила долгосрочные контракты на закупку газа из Средней Азии, усилив тем самым свой контроль над поставками в Европу.

Переломный момент в Центральной Азии наступил в мае 2005 года, когда узбекские власти расстреляли сотни демонстрантов в Андижане. Подвергнувшись критике со стороны США, узбекское правительство развернулось в сторону Москвы, которая быстро согласилась с тем, что Узбекистан в Андижане столкнулся с террористической угрозой. После этого Ташкент вышвырнул американские войска с военной базы, созданной для обеспечения войны в Афганистане. Этим летом Узбекистан вступил в Организацию Договора о коллективной безопасности, возглавляемую Россией. Находящаяся по соседству Киргизия, где в результате так называемой "революции тюльпанов" в прошлом году было свергнуто правительство, вчера провела совместные военные антитеррористические учения с Россией. У США в Киргизии сохраняется военная база, но в текущем году власти этой страны резко увеличили арендную плату.

По мере восстановления влияния Москвы в регионе, который Кремль открыто называет своим "задним двором", у Запада пропадает желание вступать в конфронтацию с Россией по этим проблемам. Вашингтон, внимание которого поглощено Ираком, нуждается в российской поддержке по ряду приоритетных вопросов, таких как установление контроля над иранской ядерной программой. Да и основные европейские страны, многие из которых существенно зависят от поставок российского природного газа для нужд своей энергетики, не желают ввязываться в драку с Москвой.

Президент Грузии Михаил Саакашвили стал самым заметным исключением из общего правила в этом регионе. Получивший образование в США юрист стойко придерживается своей прозападной политики и антироссийской риторики, несмотря на постоянно усиливающееся давление Москвы на его государство. Его стремление вывести Грузию с российской орбиты и сделать ее членом западных институтов, таких как НАТО, сделало Саакашвили любимцем Белого Дома. Но в период самоутверждения России и роста там чувств национальной гордости он стал также предметом ненависти северного соседа.

"Речь идет не о конфликте России с Грузией, а о конфликте России с Западом в целом. Запад ударить трудно, а Грузия под боком", - сказал Саакашвили в интервью в среду.

Саакашвили заявляет о своей уверенности в том, что если толчки России превратятся в удары, западные страны поддержат его, потому что "в Грузии на карту поставлены основополагающие ценности Запада".

По словам дипломатов, представители США и Европы стараются удержать Саакашвили от дальнейших действий, которые могут спровоцировать Москву и вызвать кризис.

"Зависимость Европы от российских энергоресурсов придала Кремлю уверенности и укрепила его готовность идти на риск в попытке восстановить свое положение на постсоветском пространстве, - говорит влиятельный российский парламентарий-националист Дмитрий Рогозин, - Путин знает, что Европа не хочет ссориться с Россией из-за Грузии".

Решимость Москвы на примере Грузии показать своим соседям последствия открытого неповиновения была продемонстрирована особенно отчетливо, когда Россия ввела санкции даже несмотря на то, что Грузия под давлением Запада вернула задержанных военнослужащих.

"Они с самого начала знали, что мы передадим им солдат", - сказал Саакашвили. Знакомый с ситуацией западный дипломат подтвердил, что Россия в прошлую пятницу была проинформирована о том, что военнослужащих вернут. Саакашвили добавил, что Грузия и прежде арестовывала россиян по обвинению в шпионаже, но сразу передавала их России, не предавая дело огласке. "Похоже, они месяцами искали повод, чтобы что-то предпринять против Грузии", - сказал он.

Когда Буш позвонил своему российскому коллеге, чтобы обсудить последние дипломатические шаги в отношении Ирана, Путин поднял вопрос о споре с Грузией. Вашингтон надеялся, что после устранения непосредственных причин напряженности стороны сделают шаг назад, чтобы урегулировать разногласия, о чем сообщали американские представители.

Однако у Путина для Буша было иное послание. В жестком заявлении Кремля, появившемся после этого разговора, было отмечено, что президент подчеркнул "неприемлемость и опасность любых действий третьих стран, которые могут быть восприняты грузинским руководством как одобрение его деструктивной политики".

Москва тут же приступила к закручиванию гаек. Она объявила, что прекращает все воздушное, железнодорожное, морское, автомобильное и почтовое сообщение с Грузией, население которой составляет около 4,7 миллиона человек. После этого она начала закрывать принадлежащие грузинам коммерческие предприятия, включая популярное московское казино, и наложила ограничения на выдачу виз грузинам. Парламент на этой неделе рассмотрит законопроект, запрещающий гражданам Грузии посылать банковские переводы домой своим родственникам. Это может оказаться мощным ударом - ведь на эти деньги живут сотни тысяч грузин.

Российские власти не делают никаких намеков по поводу того, когда эти ограничения могут быть сняты, настаивая на том, чтобы Грузия разговаривала с Россией в более уважительном тоне. "Россия не хочет, чтобы ее провоцировали. Россия хочет, чтобы ее уважали, - заявил вчера заместитель министра иностранных дел Александр Яковенко, - Россия хочет, чтобы антироссийская кампания была прекращена".

Однако давление может еще больше усилиться. На встрече с руководителями парламентских фракций, состоявшейся в среду в Кремле, Путин обсудил с ними возможность признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. Два этих района Грузии с начала 90-х годов контролируются сепаратистами, которых поддерживает Москва.

"Я думаю, мы сделаем это к концу года, - сказал националистически настроенный вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин, принимавший участие во встрече, - если Грузия нужна НАТО любой ценой, пусть альянс получает ее - без Абхазии и Южной Осетии".

Некоторые обозреватели обеспокоены тем, что конфронтация может даже привести к войне, хотя и грузинские, и российские представители заявляют, что это маловероятно. Существуют также многочисленные рычаги давления с целью сдерживания таких действий, включая влияние США на Саакашвили.

"Есть усиливающаяся проблема, но нет реальных попыток проведения переговоров. Граница закрыта, действует торговое эмбарго, блокады. Все это ведет к войне. Совершенно очевидно, что у обеих сторон есть военные цели", - заявляет московский военный аналитик Павел Фельгенауэр. В качестве российской цели он называет смену режима в Грузии, а грузинской - возвращение под свой контроль Абхазии и Южной Осетии.

Фельгенауэр назвал тревожным признаком прозвучавшее на этой неделе заявление российского министра обороны Сергея Иванова, который сказал, что Россия может ускорить вывод части войск, базирующихся в Грузии (но за пределами сепаратистских анклавов). "Эти войска - не актив, а пассив, они являются своеобразными заложниками. И перед любым конфликтом их надо оттуда обязательно убирать", - отметил он.

Саакашвили заявил, что сейчас он старается воздерживаться от любых действий и заявлений, которые могут быть расценены как провоцирование России. По его словам, в настоящее время он сосредоточил основное внимание на выборах в местные органы власти, которые прошли вчера и которые способны стать своеобразным референдумом на тему его популярности. Кроме того, он открыл два крупных госпиталя. Один из них, расположенный в Тбилиси, будет одновременно центром профессиональной подготовки. Программа обучения составлена на английском языке, хотя раньше она была на русском.

____________________________________________________________

Почему российско-грузинская ссора может стать головной болью для США ("Time", США)

А что бы вы сделали, оказавшись на месте Саакашвили? ("The Wall Street Journal", США)